Главная
Блоги
  Войти
Регистрация
     


Психология жизни

Последние 7, 30 поступлений.
Как полюбить себя и обрести успех в жизни
Вернись я все прощу
Переизбыток полезности
Как перестать есть на эмоциях?
Шесть причин слабости
Как увеличить пространство интерьера
Как создать мощный поток клиентов
 Дневник мудрых мыслей  Общество успешных  Страница исполнения желаний  Анекдоты без цензуры  Генератор Позитива
Партнеры проекта
 







Партнеры проекта
Главная> Человек и жизнь>Возрастная репрезентация

Возрастная репрезентация

Возрастная репрезентация

Психология личности. Возрастная репрезентация


ВозрастнаяМногие аспекты Я-концепции являются объектами междисциплинарных направлений гуманитарных и естественных наук. В научной литературе существуют различные подходы к изучению Я-концепции. Это с одной стороны, позволяет выявить ее различные компоненты, а с другой - затрудняет определенные конкретного содержания данного понятия. Следует отметить, что в психологической литературе нет единой трактовки понятия "Я-концепция". До сих пор не выработано целостного, объяснительного и описательного термина, адекватно раскрывающего социально-психологическое содержание самого феномена Я-концепции в различных отраслях научного знания. Отсутствие общей терминологии затрудняет разработку многообразного и обоснованного психодиагностического инструментария.
Изучив различные точки зрения ученых на понятие "сознание", "самосознание", "бессознательное", "Я-концепция" и "образ Я" следует подчеркнуть, что существует достаточно взглядов и предложений, чтобы выявить специфику и динамику Я-концепции, ее существенную характеристику, а также разграничить понятия, связанные с ее феноменом.
Существование Я-концепции как самостоятельной системы не означает ее резкое отделение от других систем психики. Б.Ф. Ломов (19820 убедительно отмечает, что "психические явления необходимым образом включены во всеобщую взаимосвязь явлений в материальном мире, и только при этом открывается путь к познанию управляющих или объективных законов".
Следовательно, в структуре Я-концепции отражаются необходимые взаимоотношения, взаимовлияния между отдельными психическими явлениями и между психикой с другими системами, обеспечивающими оптимальное и позитивное становление личности.
Я-концепция - внутреннее, экзистенциальное ядро личности; продукт отражения системы отношений личности к себе и внешнему миру. элемент личностного образования, с которым согласуются все действия, эмоции, чувства, поступки, поведение, психологическое здоровье и успех в практической деятельности. Является санкционирующим механизмом по отношению личности к себе и внешнему миру. Формируется по законам логико-речевого мышления. Она связывает качества в отношении себя и внешнего мира в прошлом, настоящем и будущем. Частично существует и в сфере бессознательной.
Модель Я-концепции - динамическая, относительно устойчивая, многоканальная и многоуровневая, переживаемая, эмоционально-оценочная, иерархическая система. Ее структура объединяет компоненты сознания, самосознания, отношений и самоотношений, самоознания. Взаимодействие сферы сознательного и бессознательного связано с системной психологической защиты, существующей на подсознательном уровне сферы бессознательного. В результате формируется образ Я (система представлений о себе), объединяющий динамическое взаимодействие Я-реального, Я-идеального и Я-фантастического.
Изучение реального процесса становления Я-концепции современных подростков, выявление его типичных и наиболее существенных противоречий осуществлялось с использованием комплекса методов: модифицированная методика Т.В. Дембо - С.Я. Рубинштейна, личностно-ролевой рефлексии, выявление возрастной динамики влияния оценочных воздействий на формирование самооценки, потребности в положительной оценке и адекватной критической и самокритической у подростков по А.И. Липкиной и Л.А. Рыбак; шкала социально-психологической адаптированности К. Роджерса; методика "конечных предложений" Сакса и сиднея; сочинение "Я в прошлом, настоящем и будущем"; графические методы "Автопортрет", "пейзажи моего детства", "Цветок, который мне нравится", "Любимые игрушки детства", "Животное, которое мне по душе". Обработка полученных данных проводилась с использованием методов статистического анализа данных с их последующей психологической интерпретацией, определения величины средней оценки. Выборочная совокупность психологического исследования с использованием вышеперечисленных совокупностей диагностических методов составила 60 подростков средней школы №450 г. Москвы.
Реализация психодиагностической программы исследования процесса становления Я-концепции подростков позволила выявить возрастную динамику значимости духовных потребностей для подростков. Наиболее важными оказались: потребность в достижении, нравственные потребности, потребность в труде, познавательные потребности, потребность в благополучии и свободе. Наименее значимыми потребности: в посиках смысла жизни, самовоспитании, самоутверждении, положительной оценке в творчестве. Важность потребности в достижении резко возрастает у подростков в 11 лет и стабильно держится на высоком уровне в течении всего подросткового возраста. Важность нравственных потребностей, потребность в труде, общении, наоборот, резко падает к 11-12, и затем достигает более высокого уровня к 14-15 годам.


Выявлена тенденция к "заземленности" потребностей. 25% опрошенных не придают значения потребностям в поисках смысла жизни и в творчестве, ограничиваются достижением своих личных целей, личного благополучия и не утруждают себя проблемами самоутверждения, самовоспитания.
Установлена возрастная динамика процесса становления Я-концепции в системе духовных потребностей подростков. Результаты исследований определили относительно высокий процент подростков со средним уровнем удовлетворения духовных потребностей. Полученные данные свидетельствуют о том, что 2% респондентов имеют низкий, а 46.7% - средний уровень становления Я-концепции в системе духовных потребностей. Заметим, что их число с низким, высоким и очень высоким уровнями становления Я-концепции имеют уровень притязаний на изменение удовлетворения духовных потребностей. Эмпирические данные показывают, что процесс становления Я-концепции в системе духовных потребностей подростков носит скачкообразный характер.
В исследовании была изучена возрастная динамика личностно-ролевой рефлексии подростков и выявлены ее уровни.
На низком уровне Я-рефлексивного у подростков до 12 лет происходит увеличение количества испытуемых с этим уровнем рефлексии. К 15 годам стабилизируется и находится такое же количество подростков, как и 10 лет. У подростков со средним уровнем рефлексии уменьшается численность в 11-12 лет, а к 13-15 годам - увеличивается. Количество подростков с высшим уровнем Я-рефлексивного с возрастом не меняется. 63.3% подростков имеют средний уровень Я-рефлексивного.
Анализ возрастной динамики рефлексии подростком себя как участника деятельности группы указывает на увеличение числа испытуемых со средним уровнем рефлексии - 66,7%. Происходит уменьшение количества подростков с высоким уровнем рефлексии и достигает 13,3%. Возрастная динамика уровней Я-рефлексивного у подростков также имеет скачкообразный характер. Результаты возрастной динамики влияния оценочных воздействий на формирование самооценки, потребности в положительной оценке и адекватной критической оценке у подростков показали, что для 63,4% подростков одинаково важна и оценка других, и самооценка. Причем, в 12 лет подростков важнее последняя, а в 14-15 важны обе. Большое удовлетворение испытывают подростки, когда их оценивают правильно(78,4%) и когда переоценивают (20%), и переживают, если их недооценивают. Это характерно для мальчиков и девочек. Следовательно, в сложном и длительном процессе становления Я-концепции подростков отражает качественные изменения в ее структуре, причем оценка других может в корне изменить отношение к себе.
Как видим, в процессе становления Я-концепции у подростков самооценка неустойчива, подвижна и противоречива. В 12-13 лет наступает период закрытости; для респондентов оценка других не важна. Об этом свидетельствуют наши эмпирические данные.
Исследование показало, что у большинства (78,4%) опрошенных адекватная критическая и самокритическая оценка. И только у 21,6% подростков - эффект неадекватности. Следовательно, у большинства детей подросткового возраста складывается реальная система отношений к себе и внешнему миру, тем самым подростки определяются в своих притязаниях на изменение своей Я-концепции. В свою очередь, эффект неадекватности препятствует позитивному становлению Я-концепции подростков.
Анализ социально-психологической адаптации подростков показывает, что с возрастом происходит скачкообразное увеличение коэффициента адаптированности, открытости реальной практики деятельности и отношений. Причем, девочки значительно более приспособлены, чем мальчики. Это подтверждает наше предположение о значимости опыта отношений для становления Я-концепции личности.
В процессе становления Я-концепции и адаптации к новым условиям подростки осознают необходимость принимать во внимание мнение окружающих и опыт отношений. Процесс становления Я-концепции у подростков включает половозрастные закономерности формирования представлений и установок мужественности - женственности и определяется закономерностями усвоения и присвоения, интериоризации существующих в обществе полоролевых стереотипов, проявляющихся в непосредственном поведении людей.
Это подтверждают наши эмпирические данные. Качественная обработка раскрытия особенностей ценностных отношений подростков показывает, что для них не безразлично отношение окружающих. Причем система отношений включает отношения к родителям, друзьям и сверстникам, противоположному полу, школе, нравственным взглядам, себе.


Представления отношений подростков к себе отражают стремление: у мальчиков - учиться хорошо, признаться девушке в любви, угнать мотоцикл, стать личностью; у девочек - любить других людей, быть хорошей женой, обеспечить себе будущее.
В разряд слабостей личности попали доброта, любовь, самокритичность. Налицо негативная тенденция в отношении к школе. Основными ценностями для подростков являются: хорошая работа, машина, дача, дом капитал, красивая жена, муж. У подростков к будущему отношение противоречивое - от прекрасного до темного. Хотя о прошлом они вспоминают с теплотой. Всего 1% подростков стараются изменить ситуацию, не падать духом, когда не везет.
Обработка результатов опроса подростков об ценностях отношения указывает на "заземленность" ценностей испытуемых. Для них важно, что думают о них другие, им не безразлично впечатление, которое они производят на окружающих.
Большинство детей осознают, что они бывают раздражительны и угрюмы, когда все против них, и стремятся смягчить эту ситуацию, хотя многие чувствуют себя не в состоянии контролировать свои реакции. Внешний облик и здоровье являются составляющими отношения подростка к себе.
Анализ сочинения "Я в прошлом, настоящем и будущем" показывает, что по мере взросления более значимыми становятся категории личностных особенностей, отношения к себе, родственных уз, семейных отношений и отношений к лицам противоположного пола, увлечений и интересов, социальных контактов. Заметно влияние родителей на становление Я-концепции подростков в младшем школьном возрасте. Девочка чаще касаются темы взаимоотношений с противоположным полом, темы, семьи, а мальчики - отдали явное предпочтение увлечениями и интересам. Но приоритетной категорией для всех явилась та, в которую входит перечисление достоинств и недостатков. Описывая себя, мальчики называют прежде всего моральные качества, указывающие на отношение к другим людям, а девочки - эмоциональные особенности.
Заметно сходство мальчиков и девочек подросткового возраста в тенденции к самохарактеристике. Девочки более, чем мальчики, склонны давать себе обобщенную оценку, указывать на отношение к себе, подчеркивать стремление к самоанализу ("возможно я буду одинокой", "очень влюбчива", "я не такая, как все", "я оптимистка").
Значимой для девочек и мальчиков является тема семьи, преимущественное раскрытие которой дается через указание на родственные узы. Редко встречаются высказывания, передающие климат в семье и оценку взаимоотношений в ней. Последние суждения свойственны только самоописаниям девочек. Особенностью сочинений девочек является включение семейной перспективы ("лет в 25, наверное, выйду замуж, рожу ребенка", "муж станет моим единственным мужчиной в жизни").
Отношение к жизни подростки выражают в своих сочинениях в обобщенной форме (" хочу от жизни взять все", "стараюсь брать от жизни все", "веселая жизнь после школы", "радость бытия и хорошее настроение в жизни").
Встречается разочарованность, пессимизм по отношению к жизни. В целом в суждениях подростков присутствует позитивный прогноз собственного будущего, вера в него и ожидание исполнения замыслов и достижения целей.
Результаты проведенного исследования показывают, что современные подростки принципиально иные, со своими взглядами и духовными потребностями. Их отличает большая открытость, но и большая "заземленность" потребностей. У современных детей отмечается ярко выраженное стремление к индивидуальности, утверждению в достижении цели. Многие подростки не собираются строить всю свою жизнь в соответствии с определенными правилами, хотят только приспосабливаться к обстоятельствам.
Анализ вербальной продукции подростков позволяет выделить некоторые особенности процесса становления Я-концепции, который постоянно обогащается определенным содержанием. Об этом свидетельствует содержание самоописаний подростков, отражающее их сознание. По мере взросления оно становится более продуманным, а по форме - более последовательным и внутренне взаимосвязанным. В процессе становления Я-концепции подростки выделяют следующие волнующие их приоритеты: моя личность, мои отношения с другими, моя семья, потребности, увлечения, интересы, любимые занятия, мой труд и профессия. исследование наглядно показало влияние социально-экономической и духовно-нравственной обстановки в стране на изменение социально-психологического содержания Я-концепции. Сказалось это в ярко выраженном стремлении к индивидуальности, в достижении цели и в выражении своего недовольства настоящим и будущим.


Анализ дополнительной психологической информации об индивидуальных особенностях становления Я-концепции показывает, что только 6,6% респондентов изображают себя метафорически. Это говорит о развитой фантазии воображения, творческих способностях, благоприятно влияющих на процесс позитивного становления Я-концепции. 51,6% приходится на реалистическое изображение лица - анфас, 26,6% - реалистическое изображение в полный рост, 20% - реалистическое изображение в виде бюста, 1,6% - портрет в интерьере, 3,3% - реалистическое изображение лица в профиль.
Результаты исследования свидетельствуют о сравнительно небольшом проценте подростков, имеющих сильно развитое творческое воображение, важное для становления позитивной Я-концепции.
Отсутствие творческого воображения и низкая значимость потребности в творчестве у подростков указывает на низкий и средний активно-преображающий, конструктивный характер процесса становления Я-концепции. По мере взросления процент метафорического изображения себя увеличивается, следовательно, происходит поднятие уровня творчески-продуктивного характера процесса становления Я-концепции в системе духовных потребностей подростков.
Обнаружено, что динамика изменения Я-концепции личности начинается с изменения отношения к себе и внешнему миру, которое служит толчком для сдвига всех взаимозависимых компонентов и многоуровневой системы. С нарастанием противоречий в структуре образа Я нарушается устойчивость, исчезает внутренняя согласованность элементов модели Я-концепции, происходит "утрата себя", возникает психическая напряженность. Процесс изменения, который идет либо по пути упрощения, либо по пути усложнения содержания Я-концепции, завершается преобразованием всей ее структуры.
Установлено, что основным источником преобразования Я-концепции являются природные (мозг, тело), психологические (сознание, самосознание, психологическая "защита", опыт), и социальные (культура и общество) факторы. Развиваясь Я-концепция влияет на то, как личность воспринимает действительность и с кем взаимодействует. От нее зависит мотивация, уверенность в себе, самоуважение, самоэффективность, самораскрытие и самопредъявление личности.
Таким образом, Я-концепция обеспечивает внутреннюю согласованность и самореализацию личности, ее удовлетворенность жизнью; регулирует эмоциональное состояние, интерпретирует опыт. Выступает как системообразующий субъективный мир личности и возникает на основе взаимодействия с окружающей средой. Я-концепция участвует в сохранении стабильных систем социальной стратификации. Раскрывает содержание микросоциальных процессов и внутриличностных механизмов адаптации и дезадаптации. Развивается в процессе самоактуализации личности на протяжении всей жизни.
Вышеизложенное позволяет отметить, что процесс становления Я-концепции подростков в условиях резких социальных изменений характеризуется обострением противоречий между: интенсивно формирующимися взглядами и убеждениями, освоенными моральными нормами у подростков и вхождения в жесткий мир взрослых отношений; ежедневно обрушивающейся дозой информации на подростков и их низкий готовностью к ее критическому отбору, осуществляемому на уровне непосредственной доверчивости к ее источникам; Распространяемой массовой культурой, ориентированной на стандартизацию чувств, мышления подростков и ограниченностью удовлетворения высокогуманных духовных потребностей; Возрастной сущностью солидарности, равенства подростков и социальным расслоением в подростковой среде; растущей потребностью практики в позитивном изменении Я-концепции подростков, в гуманистической направленности воспитательной деятельности и отсутствием в обществе необходимых условий их реализации.
Сравнительно - сопоставленный анализ практики становления Я-концепции современных подростков показал: ярко выраженное стремление к индивидуальному достижению определенной цели; скачкообразный характер возрастной динамики процесса становления Я-концепции и уровней личностно-ролевой рефлексии; неустойчивость, подвижность самооценки; скачкообразное увеличение с возрастом коэффициента социально-психологической адаптированности, открытости реальной практике деятельности и отношений; возрастание по мере взросления в самоописаниях категорий личностных особенностей, отношения к себе, родственных уз и семейных отношений, отношений к противоположному полу, увлечений и интересов, социальных контактов; низкую значимость потребностей в поисках смысла жизни, самоутверждении, положительной оценке, творчестве, самовоспитании, самореализации.


Можно сформулировать следующие выводы: в условиях резких социальных изменений подростки современного российского общества имеют иные, чем прежде взгляды и духовные потребности, которые конституируют мировоззренческий и духовно-нравственный аспект содержания их Я-концепции.



Возрастная репрезентация
добавлено : 17.02.2010
обращений к странице: 6268
автор: www.sunhome.ru || комментарии [0] || распечатать || обсудить в форуме
загрузка...
Ваше мнение о статье
Ваше имяЕmail 
Сообщение


Партнеры проекта
Другие сейчас читают это:
Партнеры проекта
Это интересно
Партнеры проекта
 
 
ГРЕХИ и СОЖАЛЕНИЯ ЕСТЬ МЕЧТА? ЦЕЛЬ? Я БЛАГОДАРЮ ДНЕВНИК МУДРОСТИ
  • я не знаю ,чем я думала, когда переспала с аварцем...мне ужасно стыдно, хоть мы и пол года вместе ,но факт - мы занимались сексом..для меня - русской девушки эт...
  • я предала своего самого любимого человека. правда после того, как он побил меня. я ходила вся в синяках и думала, что больше никогда ничего нас не свяжет. я пер...
  • рылась долго но не одного из перечисленных грехов не нашла,но почему-то на душе так погано, не могу понять. Если обида это грех, то какой из 10-ти?
  • Хочу, чтобы Сережа чувствовал сильное притяжение ко мне, физическое и эмоциональное. Хочу быть девушкой его жизни и мечты.
  • я хачу быть с тем каво люблю и богатой в жызни со сваим любимым .
  • Я очень люблю его голос,руки,тело! Хочу его в новогоднюю ночь!
  • Я благодарю рядом.Спасибо ,что я есть.
  • Я благодарю,тебя Господь,мне отремонтировали холодильник
  • Я благодарю Господа Бога за доброе отношение ко мне, и моей семье,за науку жизни.
  • слушайте и услышат вас
    поймете и будут понимать
    думайте о хорошем...

  • This is the ideal asewnr. Everyone should read this...
  • Как трудно ползти с гордо поднятой головой!...
  • КНИГИ НА ФОРУМЕ АНЕКДОТЫ ТРЕНИНГИ
  • ИСКУССТВО УСПЕВАТЬ...
  • Секреты высокого роста...
  • Семь стратегий достижения богатства и счастья...
  • "Путь к счастью и успехам в жизни"...
  • Танец жизни - Можно мне втиснутся?...
  • 13.10.2019 17:45:14 Приветствие...
  • 13.10.2019 17:29:43 Перестать мечтать...
  • 09.10.2019 5:14:47 ненавижу родную сестру, что делать?...
  • gokiburi41: мда... linux-xp это еще круче чем убунта... в дефолтной поставке на 1 диске нет манов...
    anarchy: те кто использует linux-xp маны все равно не читают...
    читать все анекдоты
  • Экспресс-курс "Стань сильнее мага!"
    начало с 21.10.2019
  • Партнеры проекта
    Подписка
     Дневник мудрых мыслей  Общество успешных  Страница исполнения желаний  Анекдоты без цензуры  Генератор Позитива
    PSYLIVE - Психология жизни 2001 — 2017 © Все права защищены.
    Воспроизведение, распространение в интернете и иное использование информации опубликованной в сети PSYLIVE допускается только с указанием гиперссылки (hyperlink) на PSYLIVE.RU.
    Использование материалов в не сетевых СМИ (бумажные издания, радио, тв), только по письменному разрешению редакции.
    Связь с редакцией | Реклама на проекте | Программирование сайта | RSS экспорт
    ONLINE: Техническая поддержка и реклама: ICQ 363302 Техническая поддержка 363302 , SKYPE: exteramedia, email: psyliveru@yandex.ru, VK: psylive_ru .
    Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика