Главная
Блоги
  Войти
Регистрация
     


Психология жизни

Последние 7, 30 поступлений.
Как полюбить себя и обрести успех в жизни
Вернись я все прощу
Переизбыток полезности
Как перестать есть на эмоциях?
Шесть причин слабости
Как увеличить пространство интерьера
Как создать мощный поток клиентов
 Дневник мудрых мыслей  Общество успешных  Страница исполнения желаний  Анекдоты без цензуры  Генератор Позитива
Партнеры проекта
 







Партнеры проекта
Главная> Человек и жизнь>Истина. Субъективный критерий

Истина. Субъективный критерий

Истина. Субъективный критерий

Психология. Истина. Субъективный критерий


Истина.С математики начинается наука. В фундаменте математики лежит математическая логика, одна из теорем которой – теорема Гёделя о неполноте. Одно из её следствий звучит так: «понятие «истинность» неформализуемо». То есть нельзя дать определение – что такое истина, какие критерии позволяют отличать истину от неистины.Большинство философских словарей сходится на том, что без определения (дефиниции) термин недопустимо использовать в науке... Во избежание возникновения неоднозначностей и противоречий (однако, неоднозначность трактования и противоречивость – ценности науки. Для искусства ценностью является многозначность, богатство интерпретаций).

Проиллюстрировать эту мысль можно на примере геометрий. В геометрии Эвклида есть постулат: через одну точку можно провести прямую параллельную данной, и причём только одну. Это пытались доказать и доказать не удалось. Позже родились геометрии Римана и Лобачевского - геометрии искривленных пространств. В них не соблюдался постулат параллельности прямых, и тем не менее они были непротиворечивы и описывали реальные пространства.

Нижеследующее будет иллюстрацией (но не примером): представьте себе модель земного шара – глобус. Возьмите на экваторе один меридиан (перпендикулярно к экватору) и рядом представьте ещё один. Они оба перпендикулярны экватору, то есть в плоскости экватора параллельны, но они пересекаются на полюсах (то есть не параллельны). Если взять параллель рядом с экватором (нулевой параллелью), то они не пересекаются, но в каждой точке параллели вы имеете некий сектор – можно построить целый пучок – линий, которые будут проходить через заданную точку, но все они не будут пересекать экватор.

Законы других, неэвклидовых пространств отличаются от установленных в геометрии Эвклида; пространства с этими законами реальны и равноправны с Эвклидовским.

Наука опирается на несколько неоспариваемых «китов»:

а) Объективность реальности, независимость действительности от сознания.

б) Причинно-следственные связи (вообще, и в направлении от прошлого к будущему – в частности).

в) Практика – критерий истинности.

а) Если принять, что реальность зависит от сознания, то наука не только познаёт, отражает реальность, но и создаёт лепит её...

б) Если отказаться от причинно-следственных связей, то науке нечего будет познавать – устанавливать эти связи – её суть. Если принять, что следствие может предшествовать причине, то в двух взаимосвязанных событиях никогда нельзя определить: какое из них причина, какое - следствие. в) Наука привыкла проверять и перепроверять утверждения в опытах. Но как отбирается правильное, лучшее утверждение? - Перепроверив в своём опыте и убедившись, что результат совпадает. Что может это заменить?

Не буду сейчас разворачивать тезис «действительность зависит от сознания», который несомненно имеет место в психологии (ведь объектом изучения – действительностью - является само сознание и подсознание). Не буду разворачивать мысль о существовании нескольких типов причинно-следственных связей (например синхронистичность, о которой пишет Юнг, и с которой нередко встречаются психологи, трансперсональные в особенности). Остановлюсь на ИСТИНЕ.

Подобно геометриям различных пространств, в фундаменте которых лежат разные постулаты, можно говорить о пространствах различных пониманий ИСТИНЫ.

Вслед за первой дефиницией – «практика - критерий истинности» (что повторяется, то и правильно) следует «Истина – это переживание» (Рудольф Штейнер): это другой мир – он близок к художественному (несколько разных художников могут рисовать один и тот же пейзаж, их картины будут отличаться, но каждый рисунок будет истинным).

В этом «пространстве» нет споров: чья теория или чьё учение лучше? Какая доктрина или политическое решение правильнее? – Они все являются плодами различных состояний, различных мировосприятий, различных вер и традиций... Целью в этом пространстве является – понять. Причём понять – это сопережить состояние.

Мы привыкли выделять общее (например для разных религий, традиций, опытов) и принимать именно это за главное, за объект изучения и истину. Но, если истина – это переживание, то особенно интересно личностное переживание, а в нём - неповторяющееся черты, отличающие его от всего общего. Здесь находятся истины холотропных состояний сознания.

На семинарах меня нередко спрашивают: «Скажите что это было? Реинкарнация?» Я отвечаю: «А мне откуда знать? Ведь переживали Вы. Это что было? Реинкарнация? Идентификация?».

Цель проста, через некоторое время, когда участник процесса сживается с пережитым, я объясняю: «пока вы ищите интерпретацию, вы пытаетесь втиснуть своё переживание в рамки неких терминов и пониманий (и своих пониманий этих терминов) – но ваше переживание индивидуально. Чтобы научиться понимать его, надо сжиться с ним, собрать банк переживаний. Не насиловать их, требуя раскрыть свой смысл. Тогда они раскроются перед вами в истине».


Об этом пространстве, где истина – это переживание, можно сказать ещё много. В этом случае, все состояния человека – есть информация о его взаимодействии с внешним миром (как картина – плод взаимодействия объекта и внутреннего мира художника)...

Ещё одно новое «пространство»: Истина – это Любовь. В этом пространстве понимаешь, что акт познания является и актом созидания (изменения). Действительность зависит от подсознания, внутренней веры человека (как это знакомо психологам!). Сообщая человеку что-либо, ты меняешь его внутренний мир. Поэтому истинны те (и только те) сообщения, которые продиктованы чувством любви. Бессмысленно говорить что-то человеку, если твоя цель изменить его, добиться какой-то цели, сообщить ему некую правду в стиле констатации факта: в тебе много страхов, надо от них избавляться. – Это не есть истина!

«Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин.14:6) – говорит Христос. И это об этом пространстве. Ведь далее: «8. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь»... «16. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем.» (Евангелие от Иоанна. Глава 4). А Бог ещё и творец (ежесекундно творящий реальность, как художник рисует картину). Истина, (божественное) Творчество и Любовь - есть разные грани одного целого!

Здесь важно то, что истина перестаёт быть статичной. Можно опираться на любой миф о мире, его сотворении, его законах – если он будет удовлетворять критерию любви (свободы, милосердия...) Можно, конечно, добавить, что действительно истинна любовь Бога – наше же состояние любви может быть не столь совершенным – вспомним старушку «sancta simplicitas», принесшую вязанку дров на костёр, где сжигали Яна Гуса.

Сегодня многим понятно, сколь упрощённо виденье мира, в котором всё связанно всего одним типом причинно-следственных связей, где причина предшествует следствию. В переживании я видел около 7 типов различных причинно-следственных связей, причём каждая из них – отражение мира, как двумерные треугольник и круг – отражения трёхмерного конуса. Но важно, что сами эти связи были не раз и навсегда заданными, но творимыми верою и любовью.

Что позволяет мне иногда говорить: «Над миром причинно-следственных связей лежит мир Любви»

Какие следствия несёт эта информация?

Я изменил направленность тренингов холотропного дыхания, и других проводимых мною трансперсональных процессов. Ценность для меня - не просто возникающие переживания, но стремление привести участников семинара именно к переживаниям любви, счастья, Бога. В «Мистерии рождения» я делаю акцент не на проживании рождения и родовых травм, но на моделировании наиболее благоприятных родов и благоприятного прохождения родовых матриц. Если это шаманские миры, то главный для меня – мир Света, и победа в любом мире одерживается любовью и милосердием. Инструмент – юмор, эмпатия, вера в себя, интуиция, творчество.

В обучении практической работе психологов и психотерапевтов приёмы различных техник и любые стройные теории оказываются вспомогательными, – они служат для укрепления веры терапевта в то, что проводимые им процессы (индивидуальные или групповые) – действенны. Важным оказывается вера терапевта в то, что проводимые им процессы, и направленность на помощь клиенту (эмпатия, любовь) - главные и достаточные условия целительности. На базе этого развивается другая составляющая действенности психотерапевтического процесса – интуиция и творчество.

Другой важнейшей составляющей работы терапевта становится работа с собой (со своим внутренним миром): как в повседневной жизни, так и в терапевтическом процессе. Изменение личных состояний терапевта во время процесса - есть информация о состоянии терапевтического процесса и объект приложения усилий, чтобы направить процесс в нужном направлении. Терапевт достигает своих психотерапевтических целей, направляя собственное состояние к эмпатии, приятию, любви.

Обучение психотерапии становится обучением творчеству. Проводить его надо подобно обучению художников – в мастерской одного или другого мастера. Инструмент обучения – собственный дух преподавателя.

Я не отрицаю объективные законы человеческой психики, связь с гормональным фоном, с телом. Объективность и субъективность (неизменность и изменяемость реальности и причинно-следственных связей в зависимости от веры) в этом пространстве становятся подобными тому, как двумерные круг и треугольник - отражения одной объёмной фигуры - конуса при взгляде сверху и сбоку.


Есть знаменитое выражение «21 век будет веком психологии, или его не будет». Трактуют его часто так, что – именно эта область знаний должна стать важнейшей для выживания человека. Мне кажется, что возможна ещё одна трактовка: психология – территория, где наука протягивает руку искусству. Здесь - область гуманизации науки, соединения объективного и субъективного. Познаваемого и творимого. Любви и беспристрастности. Науки и религии . И особое место в психологии видится именно за трансперсональной областью!

P.S. Для исследования и описания языка психики необходим метаязык. С точки зрения науки, психика исследовать себя не может, так как не может содержать метаязыка – языка, над собою. Следовательно, содержательное исследование и описание психики должно включать в себя методы выходящие за рамки науки и математической логики.

P.P.S. эволюция человека состоит не в накоплении навыков и опыта или знаний, но в изменении (эволюции) идентификации себя с чем-либо, с кем-либо:

«я – есть мои поступки и банк навыков»,

«я – есть мои мысли, эмоции, желания, побуждения» (проявления души),

«я - есть банк моих переживаний»,

«я – есть наблюдатель моих переживаний, которые суть – отражения внешнего мира»,

«я – есть то, к чему стремлюсь, каким хочу быть» (дух),

«я – есть Любовь, Творец, Святость» (то есть Бог).



Истина. Субъективный критерий
добавлено : 03.03.2010
обращений к странице: 6221
автор: www.sunhome.ru || комментарии [0] || распечатать || обсудить в форуме
загрузка...
Ваше мнение о статье
Ваше имяЕmail 
Сообщение


Партнеры проекта
Другие сейчас читают это:
Партнеры проекта
Это интересно
Партнеры проекта
 
 
ГРЕХИ и СОЖАЛЕНИЯ ЕСТЬ МЕЧТА? ЦЕЛЬ? Я БЛАГОДАРЮ ДНЕВНИК МУДРОСТИ
  • Obidela batushky,vinovata
  • Где твой парень мразь? я тебе башку оторву
  • смешно, что это на какую-то часть именно лень. что бы я ни приобретала - у меня уже все меньше сил чтобы продолжать бороться. ничто по-настоящему хорошее, подкр...
  • Чтобы исполнились желания у всех,кто просит!!!
  • Хочу начать общаться с Катёнком... К обоюдному удовольствию.
  • Мое очень сильное желание- чтобы этот человек с которым я виделась всего один раз, оправдал все мои ожидания. Чтобы наше общение стало тесным и доставляло мне и...
  • Я благодарю Бога за все то, что у меня есть в жизьни!!!!!
  • Я благодарю за то, что у меня есть самые лучшие родителя на свете, дай бог им здоровья и долголетия. Я благодарю за то, что у меня есть муж, который во многом ...
  • Я благодарю Мамочку за то, что она была и теперь помогает мне. Я люблю тебя милая!
    Благодарю Высшие силы, Вселенную, Ангело за все, что у меня есть.
  • Идти к своей цели можно долго и тяжело, а можно быстро и легко! ...
  • Продуктивный день ! Приду домой, выжму лимон и буду с ним солидарен....
  • louis vuitton wallets for women...
  • КНИГИ НА ФОРУМЕ АНЕКДОТЫ ТРЕНИНГИ
  • Путь самца...
  • ЛЮБОВЬ ЗЛА...
  • ПУТЬ К СВОБОДЕ...
  • Секреты уверенности в себе ...
  • "Путь к счастью и успехам в жизни"...
  • 18.08.2019 16:46:07 Как жить дальше после измены жены ???...
  • 16.08.2019 3:30:22 Компьютерные игры - плохо или хорошо?...
  • 12.08.2019 14:53:10 Мой муж игрок, что делать...
  • Как-то одна дама спросила у Стравинского:
    - Маэстро, о чем вы думаете, когда пишете музыку?
    - Простите, мадам, ни о чем больше. Просто пишу музыку.

    читать все анекдоты
  • Экспресс-курс "Стань сильнее мага!"
    начало с 19.08.2019
  • Партнеры проекта
    Подписка
     Дневник мудрых мыслей  Общество успешных  Страница исполнения желаний  Анекдоты без цензуры  Генератор Позитива
    PSYLIVE - Психология жизни 2001 — 2017 © Все права защищены.
    Воспроизведение, распространение в интернете и иное использование информации опубликованной в сети PSYLIVE допускается только с указанием гиперссылки (hyperlink) на PSYLIVE.RU.
    Использование материалов в не сетевых СМИ (бумажные издания, радио, тв), только по письменному разрешению редакции.
    Связь с редакцией | Реклама на проекте | Программирование сайта | RSS экспорт
    ONLINE: Техническая поддержка и реклама: ICQ 363302 Техническая поддержка 363302 , SKYPE: exteramedia, email: psyliveru@yandex.ru, VK: psylive_ru .
    Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика