Главная
Блоги
  Войти
Регистрация
     


Психология жизни

Последние 7, 30 поступлений.
Перевод жилого помещения в нежилое
Выход из зоны комфорта как условие развития личности
12 причин, почему вы никогда не должны сдаваться
Как жить… и Молодеть!
Эксперимент: сколько стоит вернуть мужа
Как весной лечиться без лекарств?
Мне тридцать, я не замужем и без детей
 Дневник мудрых мыслей  Общество успешных  Страница исполнения желаний  Анекдоты без цензуры  Генератор Позитива
Партнеры проекта
 

загрузка...


Партнеры проекта
Главная> Человек и жизнь>Типы мышления

Типы мышления

Типы мышления

Психология.


ТипыМожно выделить три типа психологического мышления — практический, эмпирический и теоретический. Основаниями этой типологии являются — а) способы образования используемых в мышлении понятий (способы формирования средств мышления); б) предметы и в) задачи, на которые преимущественно направлены мышление и интересы человека.У конкретного человека выделенные типы мышлении могут быть представлены в виде несознаваемой «суперпозиции», а также могут проявляться или осознаваться им с разной степенью отчетливости. В последнем случае определяется также соответствующая позиция человека, с которой он осмысливает тот или иной вопрос. В связи с этим жестко разделять людей на «психологов-практиков», «эмпириков» или «теоретиков» вместе с приписыванием им соответствующих ярлыков, по-видимому, неправомерно, поскольку при решении профессиональных задач и в обыденной жизни каждый психолог может или должен одновременно или последовательно занимать позиции, или выполнять роль, практика, эмпирика или теоретика, которым соответствует разная степень выраженности соответствующих типов мышления.

Только при достаточно глубоком и ригидном «врастании» человека в ту или иную позицию, при её преимущественной «интериоризации» и доминировании, можно говорить о соответствующем «чистом» типе мышления и переносить типологическую характеристику мышления на всего человека и его профессиональную деятельность. В этом случае «психологом-практиком» можно назвать человека, у которого практический тип психологического мышления значительно преобладает как количественно, по времени нахождения человека в позиции «практика», так и качественно, по систематической выраженности у него оснований данной типологии. Так, по первому основанию, т.е. по способу образования используемых понятий, практическое мышление психолога характеризуется тем, что оно опирается на представления о свойствах и отношениях человека, о его состояниях (стресс, транс и пр.) и «компонентах» (бессознательное, либидо и пр.), выработанные в личном опыте, в терапевтической, консультативной или учебной работе, а также на «здравый смысл», на интуитивные чувства и представления о человеке и о своих отношениях с ним. По второму основанию практический тип мышления психолога определяется его направленностью на психологические проблемы конкретного человека, которые становятся при этом предметами изучения и мышления. Наконец, задачи психолога-практика состоят в основном в том, чтобы в процессе психотерапии, консультирования или обучения помочь человеку решить его личные, деловые или учебные проблемы, изменить его установки и состояния, личностные свойства и отношения, способы общения с людьми, обращения с предметами и пр.

Характерный для эмпирического типа мышления способ образования понятий состоит в выделении в предметах мышления общих для них произвольных или наглядных признаков, что приводит к «понятиям-емкостям» по Р.Арнхейму, «комплексам или синкретам» по Л.С.Выготскому, к «эмпирическим понятиям» по В.В.Давыдову (см. Приложение к докладу). Такие понятия несут в своем содержании логически не организованный и бессистемный (не целостный) набор признаков изучаемых предметов и наглядных представлений о них. Примером эмпирически образованного понятия может служить значение такого словосочетания как «образ мира», когда оно определяется путем перечисления мыслимых в его составе случайных и разнородных психических образований — каких-либо чувственных образов вещей, значений и смыслов, установок и ожиданий, мотивов и целей, отношений человека к чему-либо и пр. При таком представлении об «образе мира» может декларироваться его целостность, многомерность и другие свойства, но механизмы возникновения этих свойств в эмпирическом мышлении не раскрываются и не могут быть «выведены» из эмпирических представлений об образе мира.

Предмет эмпирического мышления психолога определяется его направленностью на получение, обработку и осмысление результатов анкетирования, тестирования, шкалирования и экспериментирования. Этот тип мышления соотносится также со склонностью к самонаблюдению, к стандартизированному изучению мнений и настроений групп людей, их профессиональных и личностных свойств, отношений к разным предметам. Эмпиричность мышления психолога может выражаться также в том, что ставя и решая задачи поиска и описания наблюдаемых фактов и зависимостей в изучаемом материале, он ограничивается построением их эмпирических (факторных, корреляционных и пр.) моделей. При этом отрицается возможность понимания и объяснения наблюдаемых закономерностей на основе каких-либо обобщенных теоретических принципов или «законов», что мотивируется уникальностью психики каждого человека, его свободой, отсутствием в его поведении строгого причинного детерминизма и пр.

Теоретическому типу мышления соответствует такой способ образования понятий, который состоит в выделении (в «содержательном абстрагировании») из предметов мышления системы их обобщенных и существенных свойств и отношений, из которых «дедуктивно», на основании определённых принципов и правил, можно вывести более частные свойства этих предметов. Как пишет В.В.Давыдов: «Благодаря содержательному абстрагированию человек вычленяет исходное отношение некоторой целостной системы и при мысленном восхождении к ней удерживает его специфику…. содержательное обобщение совершается путем анализа некоторого целого с целью открытия его генетически исходного, существенного, всеобщего отношения как основы внутреннего единства этого целого… Абстракция и обобщение содержательного типа получают свое выражение в форме теоретического понятия, которое служит способом выведения особенных и единичных явлений из их всеобщей основы» (Теория развивающего обучения. 1996, с.66-67). Такой способ образования понятий приводит к «понятиям-типам» по Р.Арнхейму или к «теоретическим понятиям», через которые в мышление психолога в идеализированных формах включается «вся совокупность человеческой практики» (А.Н.Леонтьев).


Примером теоретического понятия в психологии является значение слова «деятельность», когда оно выражается через более общие и логически более «первичные» категории, например, как «активное и направленное взаимодействие субъекта с объектом (человека с миром)» или как «единица (целостный компонент) жизни субъекта». Из данных определений, выражающих обобщенные и существенные свойства деятельности, можно «вывести» такие её более частные свойства как «предметность» (вследствие её направленности на что-либо), «субъектность» (принадлежность к жизни, «бытию» субъекта) и др. К теоретическим понятиям относятся также «предмет» (то, на что направлена активность, мышление человека), «задача» (как цель и условия мышления по А.Н.Леонтьеву), «способ» образования понятия, которые положены в основу рассматриваемой типологии психологического мышления.

Предметами теоретического мышления могут быть обобщенные механизмы, принципы и законы возникновения, развития и функционирования различных психических образований, а также содержание и структура тех теоретических понятий, с помощью которых осуществляется такой тип мышления. Задачи психолога, находящегося в роли или позиции «теоретика», могут состоять в том, чтобы с помощью теоретических понятий строить типологии психических процессов, свойств и отношений человека, разрабатывать теории формирования и развития различных психических образований, объяснять данные эмпирических исследований через выявление обобщенных механизмов возникновения наблюдаемых психологических фактов (эмпирических закономерностей, корреляций и пр.), раскрывать в теоретических понятиях приемы работы психолога-практика и пр.

Рассмотренные выше эмпирический и теоретический типы психологического мышления являются частными случаями более общих аналогичных типов человеческого мышления вообще, которые детально проанализированы и описаны В.В.Давыдовым, С.Л.Рубинштейном, Р.Арнхеймом и др. (см. хрестоматийное приложение к докладу). Вместе с тем научность или не научность мышления однозначно не определяется его типом, поскольку психолог при любом из этих типов может мыслить как научно, так и ненаучно. Практический тип мышления является научным или ненаучным в той степени, в какой феноменологически прояснены, подкреплены фактическими примерами, а также точно сформулированы или определены понятия и представления психолога о предмете и задачах своей работы. Степень научности мышления эмпирического или теоретического типа также не зависит от его предмета и задач, хотя может определяться способами образования используемых в мышлении понятий. Так, мышление с помощью теоретических понятий считается более научным, чем эмпирическое мышление (см. приложение к докладу) , тогда как чистое практическое мышление, в котором используются выработанные в личном опыте, «житейские», «несистемные» понятия, как правило, в минимальной степени научно.

Степень научности психологического мышления может определяться не только способами образования используемых понятий (как средств мышления), но также способами обоснования порождаемых или усваиваемых человеком понятий и суждений, рассматриваемых как продукты или результаты его мышления.



Типы мышления
добавлено : 24.01.2010
обращений к странице: 18911
автор: www.sunhome.ru || комментарии [1] || распечатать || обсудить в форуме
загрузка...
Ваше мнение о статье
Ваше имяЕmail 
Сообщение

комментарий: 04.03.2011 22:00:53

Я думаю что...это круто....www.pabos.com.ua/ читать

аноним



Партнеры проекта



Другие сейчас читают это:
Партнеры проекта
Это интересно
Партнеры проекта
 
 
ГРЕХИ и СОЖАЛЕНИЯ ЕСТЬ МЕЧТА? ЦЕЛЬ? Я БЛАГОДАРЮ ДНЕВНИК МУДРОСТИ
  • Никаких эмоций... Плачу....но не в силах сказать что что-то нехорошо,что "не так"... Эта ситуация вывела меня из равновесия... (...или я просто иск...
  • развел недавно какую то дуру,на то,чтобы она изменила мне со своим любимым
  • Да я даже и не знаю, жестоко это или нет...Но вобщем я начала встречаться с пранем, а через неделю, немного не в состоянии, сказала ему люблю...У него впервые т...
  • Очень очень очень хочу, чтобы парень о котором я сейчас думаю, безумно меня любил, сходил с ума по мне!
  • Хочу чтобы моя жизнь сложилась наилучшим образом для меня в кратчайшие сроки!Да будет так.
  • Хочу иметь миллиард рублей.
  • Я благодарю Высшие силы, Бога за то что мне подарили возможность жить и радоваться жизни, дышать, чувствовать, любить, переживать, получать удовольствия...
    ...
  • Я благодарю свою судьбу за то, что преподносит мне уроки... пусть иногда и жестокие, я благодарю Бога, что помогает мне идти, не смотря ни на что. Я благодарю с...
  • Я благодарю мир, за то что он позволяет мне развиваться :)
  • Если мужчина говорит, что он вас любит, это не значит, что он любит только вас....
  • louis vuitton mens belt...
  • Поживем - увидим, доживем - узнаем, выживу - учту...
  • КНИГИ НА ФОРУМЕ АНЕКДОТЫ ТРЕНИНГИ
  • Думай и богатей...
  • Наука стать богатым...
  • Книга магов...
  • Секреты уверенности в себе...
  • Колесо Времени...
  • 19.04.2015 7:03:07 Кого зае*ал s70? Поднимите руку.))) Я пожалуй буду первым)))...
  • 19.04.2015 0:44:08 А форум то у нас... Либеральный))))...
  • 18.04.2015 12:37:48 Гадание, ясновидение, приворот, очистка и снятие порчи, исполнение желания многое другое колдовское.Divination, clairvoyance, define and take damage, the evil e......
  • Создавая отчет в Crystal Reports, в шапке которого имеется заголовок "Акт дефектации", очень трудно удержаться от от желания сделать мааааааааааааленькую опечатку.
    читать все анекдоты
  • Круг исцеления: цикл сезонности в психологии и психотерапии. Авторский курс Александра Коробкина в Москве
    начало с 02.06.2015
  • Мастерство продаж
    начало с 20.04.2015
  • Business-креативность: как из креативной идеи сделать прибыльный проект
    начало с 23.04.2015
  • Партнеры проекта
    Подписка
     Дневник мудрых мыслей  Общество успешных  Страница исполнения желаний  Анекдоты без цензуры  Генератор Позитива
    PSYLIVE - Психология жизни 2001 — 2014 © Все права защищены.
    Воспроизведение, распространение в интернете и иное использование информации опубликованной в сети PSYLIVE допускается только с указанием гиперссылки (hyperlink) на PSYLIVE.RU.
    Использование материалов в не сетевых СМИ (бумажные издания, радио, тв), только по письменному разрешению редакции.
    Связь с редакцией | Реклама на проекте | Программирование сайта | RSS экспорт
    ONLINE: ICQ 363302 Техническая поддержка 363302 , SKYPE: steel_kaban, email: psyliveru@yandex.ru, VK: psylive_ru .
    Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
    michael kors outlet store cheap nba jerseys louis vuitton outlet coach factory outlet coach outlet cheap jerseys Cheap Real Jordans louis vuitton outlet cheap nba jerseys cheap jordans Phuong Jewelry