Главная
Блоги
  Войти
Регистрация
     


Психология жизни

Последние 7, 30 поступлений.
Как полюбить себя и обрести успех в жизни
Вернись я все прощу
Переизбыток полезности
Как перестать есть на эмоциях?
Шесть причин слабости
Как увеличить пространство интерьера
Как создать мощный поток клиентов
 Дневник мудрых мыслей  Общество успешных  Страница исполнения желаний  Анекдоты без цензуры  Генератор Позитива
Партнеры проекта
 







Партнеры проекта
Главная> Человек и жизнь>Человек в современном обществе

Человек в современном обществе

Человек в современном обществе

Психология. Человек в современном обществе


ЧеловекПоведение человека не может или почти не может развиваться, проявляться и быть понятым в отрыве от других членов группы, к которой он принадлежит, от всего общества или даже вида в целом.По всей видимости, ничто во Вселенной не может существовать, так или иначе не принадлежа к какой-нибудь организованной системе Атом, образуемый связанными между собой частицами,-это всего лишь один из элементов, из которых построена молекула, а молекула в свою очередь, взаимодействуя с другими молекулами, участвует в органи­зации клетки Специфические клетки образуют ткани и органы, которые, координируя свою деятельность, позволяют живому организму занять свое место в растительной или животной системе, все время стремя­щейся достичь равновесия Сосуществование этих систем в свою очередь обеспечивает равновесие планеты в Солнечной системе, движущейся наряду с сотнями миллиардов других звезд в нашей Галактике, а сама эта Галактика - всего лишь один из элементов, из которых организована Вселенная

Человек представляет собой звено этого континуума, и выживание его возможно только в группе, принадлежащей к человеческому об­ществу, которое в свою очередь существует в системе сообществ других животных. Безусловно, человек отличается от животных более высоким уровнем сознания, позволяющим ему воспринимать себя во времени и пространстве; вместе с тем эта способность человека - хочет он того или нет-налагает на него ответственность за свое собственное будущее и за будущее вида, к которому он принадлежит и в рамках которого он эволюционировал, непрерывно взаимодействуя с другими видами.

Задача социальной психологии состоит в том, чтобы исследовать и объяснять, как устанавливаются и функционируют связи между ин­дивидуумами в группе и между группами в обществе.

Жизнь в обществе

У большинства животных существуют «жизненные правила» и сиг­нальные системы, которые позволяют им создавать оптимальные усло­вия для размножения и для воспитания потомства, сохраняя за собой индивидуальный участок территории.

Территория и индивидуальный участок

Внутри того жизненного пространства, которое особь разделяет с другими представителями вида и которое обеспечивает ей безопас­ность и пропитание, она, как правило, выделяет себе территорию с четко очерченными границами. Находящиеся в глубине этой территории укрытие, нора, гнездо или логово составляют индивидуальный участок, ожесточенно защищаемый животным от всякого вторжения (не исклю­чая порой и вторжения самца, если спаривание уже произошло)

О том, какие территории или индивидуальные участки необходимы отдельным людям, известно немного. Размеры территории и степень ее защиты у разных людей неодинаковы и зависят от возраста, социаль­ного положения и т. д. Индивидуальный же участок представляет собой невидимое пространство, в котором нуждается каждый человек и внутри которого он с трудом переносит присутствие других людей. В комнату ребенка входят иначе, нежели в комнату подростка или в комнату родителей. В некоторых случаях границы территории обозначены очень четко (обнесенные оградой «частные владения», территории охотничьих и рыболовных клубов и т. п.). В других случаях границы более размыты; таковы, например, границы территорий городских «шаек» или участков в кафетерии, в котором группы студентов, как правило, занимают одни столики, а препода­ватели, обслуживающий персонал и представители администрации-другие. Ве­личина занимаемого человеком пространства зависит от его социального поло­жения; обычно кабинет генерального директора будет гораздо более внуши­тельным, чем кабинеты преподавателей, не говоря уже о комнатушках, выде­ленных для личных вещей студентов.

Межличностная дистанция устанавливается неписаными правилами и раз­лична в разных культурах. Например, жители Северной Европы нуж­даются в большем обособлении, чем представители африканских, араб­ских или южноамериканских сообществ.

Для западных сообществ Холл (Hall, 1966) идентифицировал четыре основные зоны, размеры которых зависят от степени близости отно­шений между людьми. Они соответствовали:

1) интимной дистанции, варьирующей от прямого физического кон­такта до 20 см от тела партнера;

2) личной дистанции в пределах от 45 см до 1,2 м, позволяющей -тодям находиться друг от друга на расстоянии вытянутой руки;

3) социальной дистанции, варьирующей от 1,2 до 3,5 м, при которой возможность физического соприкосновения заменяется голосовым кон-тактом;

4) «публичной» дистанции более 3,5 м, которая устанавливается на Яубличных собраниях, в суде, аудиториях и т. п.


Факторы окружающей среды

В многочисленных исследованиях делались попытки выяснить эф­фекты перенаселенности в крупных городах. В большинсгве случаев было показано, что очень высокая плотность населения по­рождает у людей чувство одиночества и собственной безликости, вызы­вает уход в себя, апатию и очень часто склонность к враждебным действиям. Похоже, однако, что в таких странах, как Япония, Китай или Индия, где существуют культурные традиции, регулирующие социальное поведение, подобные проблемы пережива­ются людьми реже.

Значительные нарушения психического равновесия у людей может вызвать и шум. Дети, у которых дома было шумно, обнаруживали в школе более низкую успеваемость. Кроме того, отмечается, что люди, подвергающиеся воздействию значительного шума, менее склонны оказывать помощь другим и быстрее приходят в ярость (Page, 1977; Donnerstein, Wilson, 1976).

Загрязнение среды, вызываемое автомобилями, промышленностью или курением, тоже сильно сказывается на восприятии и способности человека к обучению, усиливая его психическое напряжение и раз­дражительность (Zilman et al., 1981).

Социальное положение и роль в группе

В сообществах большинства животных существует иерархия, позво­ляющая каждому члену группы знать свой социальный ранг.

У кур ранг особи определяется числом сородичей, которых она может клевать. Если доминантная курица может клевать всех остальных кур, то особь, находящаяся в самом низу этого иерархического ряда, которой клевать некого, напротив, получает клевки от всех остальных птиц, имеет право есть лишь в самую последнюю очередь и испытывает значительные трудности в спаривании (Schjelderup-Ebbe, 1913).

Представители низших млекопитающих узнают социальный ранг благодаря зрительным сигналам. Например, корова, сменившая стадо, похоже, сразу же определяет, выше или ниже она рангом, чем ее соседка (Beilharz, Mylzea, 1963). У большинства млекопитающих доминирует самое старое или самое сильное животное или же особь, имеющая наиболее многочисленное потомство. Так обстоит дело, например, в сообществах многих обезьян. Похоже, однако, что у горилл и шим­панзе такой тип социальных отношений далеко не является общим правилом. Как показала Джейн Гудолл, у шимпанзе борьба за до­минирование ведется больше между группами, чем между отдельными особями.

Люди, как правило, входят в состав разных социальных групп. Человек, скажем, одновременно может заниматься определенной ра­ботой, состоять членом спортивного клуба, выполнять общественные функции, участвовать в политической жизни и еще выполнять при этом обязанности матери или отца семейства. В каждой из групп, куда входит человек, он занимает определенное социа чьное положение, соответствую­щее той роли, которой, по расчетам других членов группы, он будет придерживаться и которая позволяет им ожидать от него определенного поведения. Такие ожидания будут различными в зависимости от того, идет ли речь о враче, студентке, футболисте, руководительнице пред­приятия или правительственном чиновнике.

Человек редко берет на себя ту или иную роль добровольно. Обычно она возлагается на него в результате стечения обстоятельств, в связи с социальными потребностями или характером образования. В тонком процессе социализации ребенок приобретает качества, нужные для роли, предполагающих власть или, наоборот, требующих подчинения. сказанное в равной, а может быть, и в еще большей степени относится ^половым ролям, которые девочкам и мальчикам лишь на основании их Физических различий приписываются при рождении. По сути дела, только на эти различия и опирается впоследствии выбор интересов, личных и профессиональных целей и социальных ролей для каждого ребенка.



Человек в современном обществе
добавлено : 14.10.2009
обращений к странице: 28687
автор: www.sunhome.ru || комментарии [2] || распечатать || обсудить в форуме
загрузка...
Ваше мнение о статье
Ваше имяЕmail 
Сообщение

комментарий: 05.02.2013 20:44:21

Я думаю что.ПРИВЕТИК .. читать

аноним

комментарий: 16.01.2013 15:52:20

You've raelly impressed me with that answer! читать

Luan



Партнеры проекта
Другие сейчас читают это:
Партнеры проекта
Это интересно
Партнеры проекта
 
 
ГРЕХИ и СОЖАЛЕНИЯ ЕСТЬ МЕЧТА? ЦЕЛЬ? Я БЛАГОДАРЮ ДНЕВНИК МУДРОСТИ
  • здесь много таких признаний... но, я думаю мое не будут лишним... я ворую деньги у родителей. Каждый раз обещаю себе остановиться, но проходит время, и я снова ...
  • все время занимаюсь всякой фигней, ничего полезного не делаю... я ничто(((
  • Я не могу доверять своей сестре.Хотя она говорить доверяй мне,хотя бы электоронно.Но Я не могу.И вообще она меня порой бесит,что хочется ее чем нибудьебнуть по ...
  • Господи, прошу, молю, помоги выздороветь рабу божьему Владимиру Назарок, ничего больше не прошу, пусть нашему крестному папочке станет лучше. Пусть произойдет ч...
  • Стать женой Сережи и жить с ним всю жизнь, счастливо и беззаботно
  • Хочу, чтобы у мои доченьки прожили счастливую и интересную жизнь
  • Я благодарю Господа Бога,ангелочков моих хранителей, николая Чудотворца за то, что они делают чудеса, они случаются, я только утром в ужасной грусти попросила с...
  • Я благодарю Проводников,Творца за все блага в моей жизни и за их помощь! Я вас люблю!
  • Я благодарю Бога за мою новую прекрасную супер-работу! Спасибо!!!!!!!!!!
  • Уверенность и сила духа!...
  • То, что не излечивается лекарствами, излечивается ножом; то, что не излечивается ножом, излечивается раскаленным железом; то, что не излечивается раскаленным же......
  • тот кто сумел избавится от чувства ненависти к своим врагам стал сельнее их ....
  • КНИГИ НА ФОРУМЕ АНЕКДОТЫ ТРЕНИНГИ
  • Бойцовский Клуб...
  • Формулы денег. Практическое руководство...
  • Слова...
  • БИЗНЕС: Пособие для Гениев...
  • Шефский роман...
  • 08.12.2019 15:42:20 Гадалка москва...
  • 08.12.2019 15:38:33 Подскажите мага или целительницу в Минске, желательно срочно!...
  • 07.12.2019 2:25:12 Дубликат магнитного ключа для домофона воронеж...
  • к этому:
    Вчера на Садовом кольце сквозь потоки машин пыталась пробиться машина "Скорой помощи". Сначала с мигалкой, но после, отчаявшись быть пропущенной, с сиреной. Лексусы, мерсы и БМВухи неохотн...
    читать все анекдоты
  • Мастер-класс (вебинар) для улучшения здоровья по методу русской космоэнергетики
    начало с 22.12.2019
  • Экспресс-курс "Стань сильнее мага!"
    начало с 16.12.2019
  • Партнеры проекта
    Подписка
     Дневник мудрых мыслей  Общество успешных  Страница исполнения желаний  Анекдоты без цензуры  Генератор Позитива
    PSYLIVE - Психология жизни 2001 — 2017 © Все права защищены.
    Воспроизведение, распространение в интернете и иное использование информации опубликованной в сети PSYLIVE допускается только с указанием гиперссылки (hyperlink) на PSYLIVE.RU.
    Использование материалов в не сетевых СМИ (бумажные издания, радио, тв), только по письменному разрешению редакции.
    Связь с редакцией | Реклама на проекте | Программирование сайта | RSS экспорт
    ONLINE: Техническая поддержка и реклама: ICQ 363302 Техническая поддержка 363302 , SKYPE: exteramedia, email: psyliveru@yandex.ru, VK: psylive_ru .
    Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика