Главная
Блоги
  Войти
Регистрация
     


Психология жизни

Последние 7, 30 поступлений.
Как полюбить себя и обрести успех в жизни
Вернись я все прощу
Переизбыток полезности
Как перестать есть на эмоциях?
Шесть причин слабости
Как увеличить пространство интерьера
Как создать мощный поток клиентов
 Дневник мудрых мыслей  Общество успешных  Страница исполнения желаний  Анекдоты без цензуры  Генератор Позитива
Партнеры проекта
 







Партнеры проекта
Главная> Наши дети>ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЛИЧНОСТЬ ШКОЛЬНИКА В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ

ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЛИЧНОСТЬ ШКОЛЬНИКА В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ

ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЛИЧНОСТЬ ШКОЛЬНИКА В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ
Как правило, конфликтная педагогическая ситуация длится короткое время, что усиливает напряжение психологического противостояния ученика и учителя. Процесс психологического
противоборства носит острый характер и в случае поражения учителя ведет к утрате его авторитета среди учащихся.

При этом снижается привлекательность тех норм и ценностей, которые защищает и которым следует учитель в конфликте. Это прежде всего - само учение как основная деятельность
ученика и соответствующие учению нормы поведения: старательность, дисциплинированность, ответственность и т.д. Эти нормы полезны прежде всего школьникам, но дети, как это ни
парадоксально, иногда склонны к восприятию противоположных норм. На этом парадоксе и строят свои действия школьники-нарушители порядка. Они знают, что класс их поддерживает.
Поэтому ученик, участвующий в конфликте, своим поведением вводит такие отрицательные нормы, как развязность, лень, безделье. Это осуществляется при молчаливой поддержке
соучеников.

Очень важно для учителя выйти из конфликтной ситуации с достоинством и творческой удовлетворенностью своей работой в связи с успешной защитой социально ценных норм и ведущих
ценностей учебной деятельности школьников. Чтобы выиграть психологическое противоборство в столкновении двух полярных систем норм и ценностей учителю целесообразно
использовать следующие правила воздействия на личность школьника в конфликтной ситуации.

Правило 1. "Два возбужденных человека не в состоянии прийти к согласию"

(Дейл Карнеги).

Постарайтесь приложить волевые усилия, чтобы в острой ситуации сдержать себя, ни в коем случае "+не бранитесь и не раздражайтесь" (Адамецкий). Подростковая и юношеская
аудитория высоко ценит спокойствие, "величавую медлительность" и юмор педагогов в напряженных ситуациях.

Правило 2. "Задержка реакции".

Не следует сразу же вступать в полемику с оппонентом, особенно если его действия не представляют угрозы для окружающих. Надо сделать вид, что Вы как будто не замечаете
нарушителя, хотя в то же время даете понять, что хорошо видите его действия. Суть приема в том, что он подчеркивает второстепенность вызывающего поведения нарушителя и поэтому
педагогу вроде бы пока не до него.

"Факт незамечания" Явного нарушителя позволяет внести некоторую растерянность в действия дезорганизатора и снижает его активность, вносит первые сомнения в сознание остальных
учащихся относительно их позиции - кого поддержать учителя или ученика? Оптимальное время задержки 10-15 секунд, хотя в ситуации конфликта они воспринимаются как более
длительный интервал времени в связи с ожиданием ответа учителя на вызов школьника.

Правило 3. "Перевод реакции".

Этот прием также служит для развенчания значительности поступка и личности самого нарушителя.

Этот прием технически реализуется через выполнение учителем повседневных действий на уроке (обращение к классу с приветствием, работа с журналом, взгляд в окно и т.д.)
несмотря на чрезвычайную обстановку (казалось бы не терпящую отлагательства). В итоге "герой" конфликта остается наедине с собой, этим снижается сам "замысел" борьбы.

Правило 4. "Рационализация ситуации".

Известно, что все то, что стало смешным и неуклюжим в глазах окружающих, теряет силу воздействия и перестает быть опасным. Осмеянный нарушитель как носитель отрицательных
групповых норм теряет авторитет в глазах класса, его отрицательное влияние на класс резко уменьшается, зато авторитет и влияние учителя возрастает.

Способность учителя применить юмор в конфликтной ситуации быстро разряжает обстановку, в дружный смех присутствующих по поводу неуклюжести их товарища завершает дело.
Конфликт снимается, торжествует учитель, а в его лице - положительные нормы и ценности. Совместные переживания торжества добра несут нравственное оздоровление всем учащимся, в
том числе и зачинщику конфликта.

Правило 5. "Парадоксальная реакция".

Постарайтесь при случае использовать коварный замысел школьника сорвать урок с пользой (!) для урока. Желательно еще поблагодарить нарушителя за помощь (с легкой иронией).

Заметим, что учитель, успешно использовавший правило, предстает во мнении школьников "сильной личностью" и приобретает авторитет на длительное время.

ОБРАЗЕЦ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВИЛ

Ситуация.

Год назад принял 8 класс, в котором был ученик Николай С. От него доставалось не только молодым учителям, но и более опытным. Из бесед с директором школы Николай выводов не
делал. Хуже всего было то, что класс все более попадал под влияние этого ученика. На одном из первых уроков этот ученик решил "прощупать" меня.

Записывая тему урока на доске, я услышал с задней парты, где сидел Николай, звук, напоминающий рычание собаки. Я оторопел, но несколько секунд, не оглядываясь, продолжал
записывать тему.

Итак, правило 2 "задержка реакции" учителем использована.

Затем я спокойно оглянулся: класс замер в ожидании.

Теперь реализовано правило 1 "Два возбужденных человека+"

Спокойно взглянул на часы+

Реализация третьего правила "Перевод реакции".

+и сказал: "Сейчас 11.45, завтра в это же время остерегайтесь: кто лает, может и укусить!"

Здесь реализовано правило 4 "Рационализация ситуации".

Взрыв смеха, причем смеха одобрения. Виновник покраснел. Урок продолжался. Больше ничего подобного на моих уроках не было. Ученик ведет себя нормально. Улучшилась дисциплина
этого ученика и на других уроках

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ПРОТЕКАНИЕ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ

Определение педагогической ситуации. Педагогическая ситуация - кратковременное взаимодействие учителя с учеником (коллективом класса) на основе противоположных норм,
ценностей и интересов, сопровождающееся значительными эмоциональными проявлениями и направленное на перестройку сложившихся взаимоотношений (в лучшую или худшую сторону).

Несмотря на кратковременность, педагогическая ситуация глубоко затрагивает две формы активности человека: взаимодействие, т.е. видимое поведение, и взаимоотношения - скрытые
от глаз психологические реальности (установки, ожидания, эмоциональные реакции).

Приведем пример типичной острой педагогической ситуации, изменившей отношение учителя к профессии.

+ Шел урок физкультуры в 6 классе. Вел урок молодой учитель с высшим образованием. Последним элементом урока был бег на короткую дистанцию - 60 м. Учащиеся бежали первый раз
после зимы, поэтому в норму времени не укладывались. По виду учителя было заметно, что эти результаты его не устраивают, лицо его было мрачным, но он молчал. Последним бежал
мальчик; когда он поравнялся с ним, учитель с иронией произнес: "Не умеешь бегать, Т.". Ученик абсолютно спокойно: "Взяли бы да пример показали". Учитель: "Нечего показывать.
Я мастер спорта по легкой атлетике в беге на короткие дистанции". Ученик: "Подумаешь, Валерий Борзов нашелся". Учитель резко ответил: "Ты - хам!" Звонок. Учитель сделал вид,
что вопрос исчерпан. С тех пор учителя физкультуры в школе ученики называли "В.Борзов". Итог плачевный - в настоящее время он в школе не работает+

Итак, здесь налицо конфликтное взаимодействие, т.е. внешняя, видимая форма общения, но она опосредовала изменение другой психологической сферы - отношение молодого учителя к
школе.

Надо отметить, что, как правило, в острых педагогических ситуациях больше всего "работает" особый вид взаимодействия и взаимоотношений - организационные, деловые или, как их
называет А.С.Макаренко, отношения не равенства, не равностояния, а зависимости и подчинения, т.е. отношения ответственной зависимости.

Это самый трудный для школьников (и взрослых) вид отношений, где труднее добиться согласия, сотрудничества.

Различие отношений порождает несовпадение норм, ценностей и интересов участников взаимодействия, что часто приводит к конфликтам.

Можно условно выделить три фазы протекания педагогической ситуации.

Первая фаза - конфликтное острое начало с явным нарушением социально ценных норм и ценностей одним из участников ситуации.

Вторая фаза - ответная реакция "соперника", от формы и содержания которой зависит исход противоборства, и, самое главное, - последствия, т.е. направление перестройки
сложившихся ранее отношений.

Естественно, что вторая фаза - центральное звено ситуации; она, как правило, носит стрессогенный характер (ставит под угрозу честь личности; дефицит времени и информации
сокращает возможность достойного ответа и т.д.).

Третья фаза - относительно быстрое и радикальное изменение бытующих норм и ценностей (иногда вплоть до разрушения отдельных норм) в двух различных направлениях - улучшения
или ухудшения ранее сложившихся отношений.

В любом случае педагогические последствия благодаря третьей фазе бывают весьма значительными.

Пример с положительными педагогическими последствиями.

"+ В первый год работы в школе мне пришлось столкнуться с трудным учеником, который три раза оставался на второй год, в 8 классе ему исполнилось 16 лет. Однажды, в начале
учебного года, этот ученик решил устроить мне испытание. Я проводила в этом классе два урока - русский и литературу, и еще заменяла на одном уроке заболевшую учительницу. С
первого урока, с первой минуты ученик стал отбивать такт модной мелодии. Я сделала ему замечание. Он продолжал. Ситуация была критической. В классе начались смешки. Урок был
под угрозой срыва. Тогда я начала проводить урок по плану. Учащиеся работали, выполняли задания. Саша продолжал стучать. Шли минуты за минутами, я не обращали внимания на
ученика, больше не делала ему замечаний. Так продолжалось все три урока. В классе стояла абсолютная тишина, ученики работали как никогда. На следующий урок я с ужасом ожидала
продолжения. Но с этого дня до конца учебного года ученик вел себя подчеркнуто вежливо, на уроках мне никогда не мешал+"

А теперь рассмотрим второй пример - с противоположным исходом.

+ Учитель русского языка и литературы. Женщина незамужняя. В 10 классе должен был быть ее урок. Она входит в класс. Один ученик громко смеется. Парень, не из трудолюбивых, но
и не глупый. Ее слова: "Что ты ржешь, мой конь ретивый?" Ответ: "Да кобылу увидал". Все в классе прыскают, давясь от смеха. Учительница дает разнос и - ученик вне класса.

Однако после этого случая ученики хитроумными приемами постоянно напоминали учительнице слово "кобыла". В конце концов учительница не выдержала и перешла в другую школу+

Действительно, иногда слишком дорого платит учитель (да и ученик) за неблагополучный исход конфликтной ситуации.

Конкретные педагогические ситуации, особенно острые и конфликтные, возникают и у опытных, и у начинающих учителей. Они отражают глубинные психологические процессы в школьной
среде: особенно в слое взаимоотношений учителей, педагогического и ученического коллективов.

Очень важно для учителя выйти из конфликтной ситуации с достоинством и творческим удовлетворением своей работой.

Конечно, можно отмахнуться от острой ситуации, отослать ее в прошлое (ничего, переживем!), но каждая конфликтная ситуация - острый сигнал о неблагополучии в развитии ребенка
или целого коллектива.

И здесь нужна профессиональная "педагогическая зоркость", чтобы за одним фактом увидеть сложные процессы актуализации личности и вовремя вмешаться в их развитие, чтобы
исключить нежелательные направления их становления.

Нужно быть готовым к тому, что для обработки "небольшого" педагогического факта придется провести большую исследовательскую работу, составить схему (рабочую программу)
изучения человека и коллектива.
Разумнее начать глубокое обследование при первых симптомах неблагополучия, чем начинать это после серьезных отступлений в развитии личности и коллектива.
http://www.psihologu.info/




ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЛИЧНОСТЬ ШКОЛЬНИКА В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ
добавлено : 29.09.2008
обращений к странице: 16588
автор: www.psihologu.info || комментарии [1] || распечатать || обсудить в форуме
загрузка...
Ваше мнение о статье
Ваше имяЕmail 
Сообщение

комментарий: 08.09.2010 12:02:17

Я думаю что.статья как раз по теме,еще бы учителям давали почитать в принудительной форме,как нужно с детьми работать. читать

аноним



Партнеры проекта
Другие сейчас читают это:
Партнеры проекта
Это интересно
Партнеры проекта
 
 
ГРЕХИ и СОЖАЛЕНИЯ ЕСТЬ МЕЧТА? ЦЕЛЬ? Я БЛАГОДАРЮ ДНЕВНИК МУДРОСТИ
  • слышь ты, дикий тролль подписанный как Крохмаль (Саломатова) Татьяна из Братска !! хватит пакостить на сайте! а то учиню тебе кипящую кастрюлю бурлящих говн и п...
  • мозгов не хваатило понять, что тобою пользуются. подруга
  • Убей Гуфа,Айза.все правильно тебе советуют.
  • Мне очень хочется, чтобы 4 декабря все больные,особенно дети, проснулись здоровыми.
  • Хочу, что бы мне позвонил Андрей.
  • Господи!!!! Прошу тебя!!! Пусть мои дети станут спокойными, послушными ребятишками!!!! Я хочу наслаждаться от общения с ними, а не уставать от них!!!!
  • Я благодарю Высшие силы и Вселенную за премию. За то, что имею. За лучшего сына на свете. За миллионы долларов, которые лежат у меня в банке.
  • Я благодарю Бога,за эту жизнь,за то,что у меня есть дом и близкие люди
  • Я благодарю замечательного человечка по имени Максим за то,что он стал для меня спасением в тяжелый период жизни,за то,что подарил мне чудесный праздник,за то,ч...
  • Грех невозможно исцелить грехом (обманом)...
  • Your material is amazingly helpful.|...
  • Любовь-это не только когда смотрят друг на друга, а когда они смотрят в одном направлении...
  • КНИГИ НА ФОРУМЕ АНЕКДОТЫ ТРЕНИНГИ
  • Советы старца Казановы...
  • Секреты уверенности в себе...
  • Путь счастья...
  • Неудачник...
  • Жизнь без границ. Книга 6 — Концентрация ∞ Медитация...
  • 26.05.2018 4:43:33 как бросить пить пиво после работы?...
  • 25.05.2018 23:03:57 Гадалка в Питере!...
  • 24.05.2018 23:58:26 Пожалуйста подскажите хорошую гадалку....
  • Телефонный разговор:
    Клиент: А вот у вас на сайте сказано, что вы программируете Мини-АТС без выезда - это как ?
    Я: Ну вы её привозите, я программирую :)
    читать все анекдоты
  • Тренинг-инициация: Мое приданное.
    начало с 30.06.2018
  • Партнеры проекта
    Подписка
     Дневник мудрых мыслей  Общество успешных  Страница исполнения желаний  Анекдоты без цензуры  Генератор Позитива
    PSYLIVE - Психология жизни 2001 — 2017 © Все права защищены.
    Воспроизведение, распространение в интернете и иное использование информации опубликованной в сети PSYLIVE допускается только с указанием гиперссылки (hyperlink) на PSYLIVE.RU.
    Использование материалов в не сетевых СМИ (бумажные издания, радио, тв), только по письменному разрешению редакции.
    Связь с редакцией | Реклама на проекте | Программирование сайта | RSS экспорт
    ONLINE: Техническая поддержка и реклама: ICQ 363302 Техническая поддержка 363302 , SKYPE: exteramedia, email: psyliveru@yandex.ru, VK: psylive_ru .
    Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика