Главная
Блоги
  Войти
Регистрация
     


Психология жизни

Последние 7, 30 поступлений.
Как полюбить себя и обрести успех в жизни
Вернись я все прощу
Переизбыток полезности
Как перестать есть на эмоциях?
Шесть причин слабости
Как увеличить пространство интерьера
Как создать мощный поток клиентов
 Дневник мудрых мыслей  Общество успешных  Страница исполнения желаний  Анекдоты без цензуры  Генератор Позитива
Партнеры проекта
 







Партнеры проекта
Главная> Психология знаменитостей>Элиас Канетти

Элиас Канетти

Элиас Канетти
Все слышали о так называемых "авторах одного романа", писателях, создавших произведение, без которого немыслима современная литература. К этой категории принадлежит и Элиас Канетти, но не потому, что другие его романы или повести не удались, или незаслуженно забыты на фоне основного произведения. А потому, что он за свою жизнь написал единственный роман. "Ослепление" впервые было издано в Вене в 1935 году, и, если не считать положительных отзывов Томаса Манна, Германа Броха и нескольких малоизвестных литературных критиков, сразу же было забыто на 10 лет. Со второй половины 40-ых годов роман начинал свое триумфальное шествие: в 1946 году английское, а в 1947 - американское издание. Французское же 1949 года было отмечено высокой международной премией "Prix International". Тогда зашевелились и немцы: книга-то, как ни как, написана на их языке. Посыпались литературные премии: им. Георга Бюхнера (1972), им. Нелли Закс (1975), им. Готфрида Келлера (1977). Пиком славы романа был 1981 год, когда Шведская академия присудила ему Нобелевскую премию. И теперь, имя Элиаса Канетти нередко ставят рядом с именами Кафки и Броха. Довольно красноречивое соседство...

"Кафка? Да, знаем, как же..." - полная готовность сказать свое веское слово (в основном, благодаря интересу со стороны аналитической психологии, да первым десяти прочитанным страницам).

"Блох или Босх? А-а, Брох... Слышали, слышали..." - некоторое смущение (господи, как эти имена похожи!).

"Канетти?" - непонимающий взгляд...

Типичная ситуация, что неудивительно ровно настолько, насколько и огорчительно. Что мы знаем об этих людях, о том мире, который, как всякая провинция, жил какой-то своей жизнью? От их книг у нас осталось только смутное ощущение "интеллигентской утонченности", понятной каким-то странным людям, живущим в удалении от мира сего.

Биография: родился в 1905 году, в болгарском городке Рущук, входившем тогда в состав Австро-Венгрии. Долгое время жил и учился в Швейцарии, а затем и в Вене. После гитлеровского "аншлюса" бежал в Лондон, где навсегда остался...

Произведения: 1935 год - "Ослепление", три пьесы, мемуары, заметки, эссе, 1960 г. - исследование психологии толпы "Масса и власть"...

Вот, собственно, и все. Внешне как-то скудно, неказисто выглядит на фоне гирлянды премий. Да по каким только причинам не получали Нобелевскую премию по литературе: и по политическим, и за писательскую прилежность... Просто еще одна заполненная строка в списке?

Предки Канетти переселились на берега Дуная вместе с тысячами евреев, изгнанных в XV веке из Испании. В семье деда, как и во многих других в округе, продолжали говорить на старо испанском. Родители любили беседовать на немецком, любили немецкую культуру и знаменитый Венский театр. Рядом жили болгары, румыны, турки... Патриархальный, приверженный традициям мир, полный культурного разноголосия. После этого (1911 г.) - Англия, в связи с внезапной смертью отца, переезд в Швейцарию, а затем, благодаря желанию матери показать Элиасу бурную политическую и культурную жизнь, - Вена. Собственно, если бы не мать, привившая сыну страсть к литературе и осознание необходимости иметь обо всем свое мнение, мы бы так и не услышали имени Канетти среди писателей мировой величины.

1914 год, курортный парк под Веной, города вальсов Штрауса; дирижер прервал музыку и сообщил о том, что Германия объявила войну России. Гуляющие запели австрийские и немецкие гимны. Элиас же запел гимн английский... "Вдруг я увидел рядом с собой искаженные злобой лица, и потом к нам потянулись руки и ладони, бившие наотмашь. Били в основном меня, девятилетнего, но перепало и младшим, даже самому маленькому, Георгу. Били все, скопом, до тех пор, пока оттесненная чуть в сторону мать не поняла, что происходит. Больше всего меня поразили искаженные ненавистью лица. Кто-то предупредил мать, и она, пронзительно крикнув: "Но ведь это же дети!" - протиснулась к нам, схватила в охапку всех троих и стала гневно стыдить окружающих, которые ей ничего не сделали, потому что она говорила как венка..."

Мир, готовый взорваться в любой момент; люди, недавно прогуливавшиеся по парку под звуки оркестра, превращаются в разъяренную толпу, остановить которую смог акцент... Крах, закат, упадок - слова более чем привычные со времени Гофмансталя, говорившего о молчании, как единственном оставшемся средстве избежать лжи. Что происходит здесь, где мирный обыватель, измеряющий "правильность" своего существования пинтой честно заработанного пива и картиной (только маслом, нам дешевки не надобно! да и рамочку, пожалуй, покрасивше) в гостиной, где богема, восхищающаяся строчками популярного поэта и "тем самым местом" из "Травиаты", вдруг становятся массой, готовой уничтожить любого, пусть даже девятилетнего мальчика? "Однажды, - вспоминал Канетти о ходе работы над "Ослеплением", - мне пришла в голову мысль, что мир невозможно изображать так, как в старых романах, так сказать, с точки зрения одного писателя, мир распался, и, лишь имея мужество показать его в состоянии распада, можно еще дат ь о нем истинное представление." Странное сочетание - мир распавшийся, и мир, всегда готовый сжаться в кулак - определившее, тем не менее, темы двух основных произведений Канетти.

Итак, "Ослепление" - это мир распавшийся. Что это значит, какой смысл вложил в эти слова автор? В романе пять главных героев - Петер Кин, крупный синолог; его служанка Тереза; отставной полицейский Бенедикт Пфафф, ныне привратник дома, где проживает Кин; горбатый карлик Фишерле, сутенер и мошенник, мечтающий обыграть Капабланку; и, наконец, брат Кина - Георг, знаменитый парижский психиатр. Тереза, заметив страстную любовь Кина к книгам, не смотря на свое скудоумие, играет на этом и становится его женой, чтобы тут же приняться выживать мужа. В конце концов, ей это удается.

Сюжет, прямо скажем, непритязательный, годный, разве что, для очередной "мыльной оперы", однако, дело здесь не в нем. Основной объект нашего внимания - люди, точнее, их образы, доведенные до абсурда. В своих "Заметках" Канетти писал: "Не вижу никакого интереса в том, чтобы как можно точнее обрисовать человека, которого я знаю. Мой интерес в том, чтобы как можно точнее его утрировать". Как и в "Недреманном ухе. 50 характеров", образы, нарисованные Канетти, социально и психологически точные, лишены глубины. Внутренний мир героев до крайности беден и не знает нюансов. Каждое действующее лицо имеет свой ограниченный набор желаний и слов. Мир, в которых живут плоские "фигуры", выкраивающие из реальности свои маленькие индивидуальные мирки, действительно распался. Воображаемое и действительное нарочито нерасчленены, не всегда ясно, где сон, а где явь. Стирая эти границы, Канетти показывает нам героев, живущих в немыслимом сплаве желаемого и действительного. Другой (сосед, брат, зна комый) является статистом, служащим интерьером в театре одного актера. Пфафф оценивает Кина, исходя лишь из регулярности поступления чаевых, а Тереза - поскольку ей не удалось завладеть чековой книжкой того же Кина - пребывает в искреннем убеждении, что тот вор, укравший ее деньги. Садист Пфафф кажется Кину грубоватым, но честным ландскнехтом; Фишерле считает Кина аферистом, прикидывающимся сумасшедшим; Кин принимает Фишерле за добряка, бескорыстно заботящегося о его книгах... И эти индивидуальные миры существуют по каким-то своим законам, подчиненным узкому кругу желаний. Пятидесятилетняя Тереза убеждена, что ей не больше 30 и мужчины оборачиваются ей вслед на улице не из-за нелепой юбки, а сраженные ее прелестями. Фишерле полагает, будто он лучший в мире шахматист, и без труда обыграет Капабланку. Кин верит, что Тереза съела сама себя в его запертой квартире, верит, даже, столкнувшись нос к носу с мнимой покойницей... Словом, фантасмагория, сплошная комедия ошибок, но с жу тковатым оттенком.

Ирреально ли происходящее на страницах романа? Достаточно оглянуться, приглядеться к себе и окружающим, чтобы ответить на этот вопрос. Так ли мало людей, воспринимающих поступки и слова других как подтверждение своей правоты, той реальности, в которой они существуют? А русским эквивалентом слов Терезы (ее прообразом была хозяйка комнаты, которую снимал Канетти) "я порядочная женщина", пояснявших, к примеру, необходимость покупки дивана, можно считать фразу "мы не хуже других". В этих гипертрофированных, жутких образах, прорисованных автором "Ослепления", видны реальные, живые люди, окружающие нас. "В глубочайших мыслях философов есть что-то от фокуса, - писал Канетти позже, - многое исчезает, чтобы кое-что вдруг оказалось в руке".

Но как это сочетается с массой? Ведь исходный ее феномен, по Канетти, преодоление страха прикосновения. Человек страшится и избегает прикосновения других людей, старается держаться от них подальше. Почему, к примеру, нам так неприятна давка в автобусе? Кроме тесноты, говорит Канетти, нас пугает близость чужеродного, посягающее на нашу нетвердую свободу. В массе же, этот страх снимается, ликвидируются все дистанции, где один человек равен другому, где каждый "как все" - происходит психологическая разрядка. Масса снимает напряжение страха за свой хрупкий индивидуальный мирок. И здесь на сцену выходит власть, опирающаяся и, одновременно, управляющая ей посредством другого страха - страха смерти. Итак, круг замкнулся.

А при чем тут смерть? - спросит читатель. Ведь власть, государственная, к примеру, напротив должна оберегать граждан от посягательств на их жизнь. Не могу с этим не согласиться, но на память приходит выписка, сделанная Канетти из какой-то газеты:

Так, например, нам следует непременно заботиться о том, чтобы свиньи отправлялись на смерть с легким сердцем, поскольку в противном случае от такого высокого содержания адреналина в крови страдает качество мяса".

Один из прогрессивнейших свиноводов Дании Канетти призывает искоренить в себе следы власти (отданный или полученный приказ), однако, его же "Масса и власть" показывает, что призыв этот неисполним, поскольку взаимоотношения массы и власти являются основанием современного общества. Это призыв к гуманизму в мире антигуманном по своей сути. На фоне описанного Канетти в его произведениях, - крушение империи, ритуальное шествие фашистов по ее обломкам, распад мира, - такой оптимизм кажется неуместным, но странно притягательным. Для того чтобы понять ценность жизни необходимо увидеть смерть, а для того, чтобы захотеть спасти мир, надо увидеть его крах...



Элиас Канетти
добавлено : 09.11.2007
обращений к странице: 11922
автор: www.gilbo.ru || комментарии [0] || распечатать || обсудить в форуме
загрузка...
Ваше мнение о статье
Ваше имяЕmail 
Сообщение


Партнеры проекта
Другие сейчас читают это:
Партнеры проекта
Это интересно
Партнеры проекта
 
 
ГРЕХИ и СОЖАЛЕНИЯ ЕСТЬ МЕЧТА? ЦЕЛЬ? Я БЛАГОДАРЮ ДНЕВНИК МУДРОСТИ
  • Ненавижу отчима.у него встает на меня.он избивает маму.я очень очень очень очень сильно хочу,желаю всем сердцем,чтобы он сдох самой мучительной смертью!!!!!!!!!...
  • Я начал безбожно изменять своей девушке после того как она один раз чуть не изменила мне. Незнаю зачем я это делаю сейчас,я вижу как она меня любит,но я немогу ...
  • я должна измениться. я отвратительна сама себе. но не хватает _______, что бы начать.
  • быть счастливой
  • Выйти замуж за умного, заботливого, любящего мужчину. Умеющего ценить заботу женщины, с благодарностью её принимать. Желающего иметь семью, детей, равнодушного ...
  • выиграть в лоттерею большую сумму денег!!!!!! купить хороший дом!!!!!! Помоги мне, Боже!!!!!!!!!
  • Я благодарю ВСЕВЫШНЕГО ЗА ТО ЧТО У МЕНЯ ЕСТЬ!!!!!ЗА РОДНЫХ БЛИЗКИХ ЛЮБИМЫХ ЕДИНСТВЕННЫХ ЛЮДЕЙ В МОЕЙ ЖИЗНИ!!! я их очень люблю!!!!БДАГОДАРЮ ЗА ТО ЧТО ОН МЕНЯ ХР...
  • Я благодарю Господа за мою добрую, милую маму, за любящего мужа, за заботливого сына и за все, что у меня есть.
  • Я благодарю бога за то что у меня есть, а особенно за то чего у меня нету- значит мне этого и не очень надо было
  • лучше, когда в любви не везет, чем вообще никогда не любить......
  • Thanks intended for supplying many of these very good post....
  • ПРАВИЛО ДЛЯ ЛЕНИВЫХ И ТРУСОВ:
    Глаза боятца, а руки делают!...

  • КНИГИ НА ФОРУМЕ АНЕКДОТЫ ТРЕНИНГИ
  • Жизнь Васьки или "Врата познания"...
  • БИЗНЕС: Пособие для Гениев...
  • ЛЮБОВЬ ЗЛА...
  • Протоколы колдуна Стоменова ...
  • Стратегия успеха. ...
  • 12.11.2018 23:21:11 Парсинг информации...
  • 12.11.2018 22:33:04 Гадалка Москва...
  • 12.11.2018 21:09:05 Питер ГАДАЛКА ...
  • Вот мне интересно. Думал ли создатель игры Evolution 4x4, что какой то идиот из России будет наращивать мощность машины, выщитывать время и траэктории полета истребителей, исследовать пригорки для нахождения лу...
    читать все анекдоты
  • Формула твоей Женственности.Как открыть и развить свою внутреннюю Женщину?
    начало с 17.11.2018
  • Экспресс-курс "Стань сильнее мага!"
    начало с 19.11.2018
  • Женщина и деньги .Как легко и по-женски привлекать деньги ?
    начало с 01.12.2018
  • Партнеры проекта
    Подписка
     Дневник мудрых мыслей  Общество успешных  Страница исполнения желаний  Анекдоты без цензуры  Генератор Позитива
    PSYLIVE - Психология жизни 2001 — 2017 © Все права защищены.
    Воспроизведение, распространение в интернете и иное использование информации опубликованной в сети PSYLIVE допускается только с указанием гиперссылки (hyperlink) на PSYLIVE.RU.
    Использование материалов в не сетевых СМИ (бумажные издания, радио, тв), только по письменному разрешению редакции.
    Связь с редакцией | Реклама на проекте | Программирование сайта | RSS экспорт
    ONLINE: Техническая поддержка и реклама: ICQ 363302 Техническая поддержка 363302 , SKYPE: exteramedia, email: psyliveru@yandex.ru, VK: psylive_ru .
    Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика