Главная
Блоги
  Войти
Регистрация
     


Психология жизни

Последние 7, 30 поступлений.
Как полюбить себя и обрести успех в жизни
Вернись я все прощу
Переизбыток полезности
Как перестать есть на эмоциях?
Шесть причин слабости
Как увеличить пространство интерьера
Как создать мощный поток клиентов
 Дневник мудрых мыслей  Общество успешных  Страница исполнения желаний  Анекдоты без цензуры  Генератор Позитива
Партнеры проекта
 







Партнеры проекта
Главная> Образование. Развитие памяти и навыков мозга>Закономерности обучения

Закономерности обучения

Закономерности обучения
Современной науке известно большое количество конкретных закономерностей процесса обучения и приобретения новых навыков. Приведем основные из них в лаконичных точных формулировках, без комментариев.

Автор: эксперт Иван Павлович Подласый, профессор, доктор педагогических наук, Челябинский государственный педагогический университет.

Все закономерности, действующие в учебном процессе, подразделяются на общие и частные (конкретные). Закономерности, охватывающие своим действием всю систему, называются общими, те же, действие которых распространяется на отдельный компонент (аспект) системы, — частными (конкретными). В числе конкретных закономерностей процесса обучения выделяются закономерности: собственно дидактические, гносеологические, психологические, кибернетические, социологические, организационные.

Общие закономерности процесса обучения характеризуются вполне определенным, не допускающим ложных толкований выделением сущностей и фиксаций общих связей между ними, а также лаконичностью и точностью формулировок.

Этим требованиям отвечают следующие общие закономерности процесса обучения.

1. Закономерность цели обучения

Цель обучения зависит от:

  • уровня и темпов развития общества;

  • потребностей и возможностей общества;

  • уровня развития и возможностей педагогической науки, и практики.

2. Закономерность содержания обучения

Содержание обучения (образования) зависит от:

  • общественных потребностей и целей обучения;

  • темпов социального и научно-технического прогресса;

  • возрастных возможностей;

  • уровня развития теории и практики обучения;

  • материально-технических и экономических возможностей учебных заведений.

3. Закономерность качества обучения

Эффективность каждого нового этапа обучения зависит от:

  • продуктивности предыдущего этапа и достигнутых на нем результатов;

  • характера и объема изучаемого материала;

  • организационно-педагогического воздействия обучающих;

  • обучаемости учащихся;

  • времени обучения.

4. Закономерность методов обучения

Эффективность дидактических методов зависит от:

  • знаний и навыков в применении методов;

  • цели обучения;

  • содержания обучения;

  • возраста учащихся;

  • учебных возможностей (обучаемости) учащихся;

  • материально-технического обеспечения;

  • организации учебного процесса.

5. Закономерность управления обучением

Продуктивность обучения зависит от:

  • интенсивности обратных связей в системе обучения;

  • обоснованности корректирующих воздействий.

6. Закономерность стимулирования обучения

Продуктивность обучения зависит от:

  • внутренних стимулов (мотивов) обучения;

  • внешних (общественных, экономических, педагогических) стимулов.

Сфера действия частных (конкретных) закономерностей обучения распространяется на отдельные компоненты учебного процесса. Современной науке известно большое количество конкретных закономерностей. Приведем часть их без комментариев.

Конкретные закономерности обучения

Дидактические (содержательно-процессуальные) закономерности

1. Результаты обучения (в известных пределах) прямо пропорциональны продолжительности обучения.
2. Продуктивность усвоения заданного объема знаний, умений (в известных пределах) обратно пропорциональна количеству изучаемого материала или объему требуемых действий.
3. Продуктивность усвоения заданного объема знаний, умений (в известных пределах) обратно пропорциональна трудности и сложности изучаемого учебного материала, формируемых действий.
4. Результаты обучения (в известных пределах) находятся в прямой пропорциональной зависимости от осознания целей обучения обучаемыми.
5. Результаты обучения (в известных пределах) прямо пропорциональны значимости для учащихся усваиваемого содержания.
6. Результаты обучения зависят от способа включения учащихся в учебную деятельность.
7. Результаты обучения зависят от применяемых методов.
8. Результаты обучения зависят от применяемых средств.
9. Продуктивность усвоения заданного объема знаний, умений зависит от характера созданной преподавателем учебной ситуации.
10. Результаты обучения зависят от способа расчленения учебного материала на подлежащие усвоению части.
11. Результаты обучения находятся в прямой пропорциональной зависимости от мастерства (квалификации, профессионализма) преподавателя.
12. Обучение путем «делания» в 6—7 раз продуктивнее обучения путем «слушания».

Гносеологические закономерности

1. Результаты обучения (в известных пределах) прямо пропорциональны умению учащихся учиться.
2. Продуктивность обучения (в известных пределах) прямо пропорциональна объему учебной (познавательной) деятельности учащихся.
3. Продуктивность усвоения знаний, умений (в известных пределах) прямо пропорциональна объему практического применения знаний, умений.
4. Умственное развитие учащихся прямо пропорционально усвоению объема взаимосвязанных знаний, умений, опыта творческой деятельности.
5. Результаты обучения зависят от умения включать изучаемый предмет в те связи, носителем которых является изучаемое качество объекта.
6. Продуктивность усвоения знаний, умений находится в прямой пропорциональной зависимости от потребности учиться.
7. Продуктивность творческого мышления учащихся улучшается при использовании увеличенных шагов обучения, а результативность вербального запоминания знаний (в известных пределах) улучшается при использовании уменьшенных порций материала.
8. Продуктивность усвоения зависит от уровня проблемности обучения, от интенсивности включения учащихся в разрешение посильных и значимых для них учебных проблем.

Психологические закономерности

1. Продуктивность обучения (в известных пределах) прямо пропорциональна интересу обучаемых к учебной деятельности.
2. Продуктивность обучения, (в известных пределах) прямо пропорциональна учебным возможностям учащихся.
3. Продуктивность обучения (в известных пределах) прямо пропорциональна количеству тренировочных упражнений.
4. Продуктивность обучения (в известных пределах) прямо пропорциональна интенсивности тренировки.
5. Продуктивность обучения (в известных пределах) прямо пропорциональна уровню познавательной активности учащихся.
6. Продуктивность обучения (в известных пределах) прямо пропорциональна уровню и стойкости внимания учащихся.
7. Результаты усвоения конкретного учебного материала зависят от способности учащихся к овладению конкретными знаниями, умениями, от индивидуальных склонностей обучаемых.
8. Продуктивность обучения зависит от уровня, силы, интенсивности и особенностей мышления обучаемых.
9. Продуктивность обучения (в известных пределах) зависит от уровня развития памяти.
10. Продуктивность обучения (в известных пределах) прямо пропорциональна работоспособности обучаемых.
11. Закон Йоста. Из двух ассоциаций одинаковой силы, из которых одна более старая, чем другая, при последующем повторении лучше будет актуализироваться старая ассоциация.
12. Закон Йоста. При прочих равных условиях для достижения критерия усвоения требуется меньше проб при заучивании материала методом распределенного научения, чем методом концентрированного научения.
13. Прочность запоминания изученного материала зависит от способа воспроизведения этого материала.
14. Продуктивность деятельности зависит от уровня сформированности навыков и умений.
15. Количество повторений оказывает сильное влияние на продуктивность обучения (фон Кубе).
16. Процент сохранения заученного учебного материала обратно пропорционален объему этого материала (Г.Эббингауз).
17. При прочих равных условиях эффективность распределенного заучивания материала выше эффективности концентрированного заучивания (И. Каин, Р. Уилли).

Кибернетические закономерности

1. Успешность обучения (в известных пределах) прямо пропорциональна частоте и объему обратной связи.
2. Качество знаний зависит от их контроля. Частота контроля есть функция от продолжительности обучения: P= N / (0,981 х S x a), где N — число наблюдаемых оценок, а — число учащихся, подвергнутых инспектированию, S — число занятий по учебному плану за инспектируемый период (Г.В. Воробьев).
3. Качество обучения прямо пропорционально качеству управления учебным процессом.
4. Эффективность управления находится в прямой пропорциональной зависимости от количества и качества управляющей информации, состояний и возможностей учащихся, воспринимающих и перерабатывающих управляющие воздействия.
5. Продуктивность обучения повышается, если модель действия, которое необходимо выполнить, — «программа движений» и ее результаты — «программа цели» опережают в мозгу саму деятельность (П.К. Анохин).

Социологические закономерности

1. Развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или непрямом общении.
2. Продуктивность обучения зависит от объема и интенсивности познавательных контактов.
3. Эффективность обучения зависит от уровня «интеллектуальности среды», интенсивности взаимообучения.
4. Эффективность обучения повышается в условиях познавательной напряженности, вызванной соревнованием.
5. Эффективность обучения зависит от качества общения учителя с учащимися.
6. Дидактогения (грубое отношение учителя к обучаемым) ведет к снижению эффективности обучения в целом и каждого учащегося в отдельности.

Организационные закономерности

1. Успешность обучения зависит от организации. Лишь такая организация обучения является хорошей, которая развивает у учащихся потребность учиться, формирует познавательные интересы, приносит удовлетворение, стимулирует познавательную активность.
2. Результаты обучения (в известных пределах) прямо пропорциональны отношению учащихся к учебному труду, своим учебным обязанностям.
3. Результаты обучения (в известных пределах) прямо пропорциональны работоспособности учащихся.
4. Результаты обучения зависят от работоспособности учителя.
5. Умственное утомление приводит к торможению органов чувств: четыре часа учебных занятий снижают порог чувствительности анализаторов более чем в 2 раза (Вагер, Блажек).




Закономерности обучения
добавлено : 15.02.2007
обращений к странице: 20502
автор: www.elitarium.ru || комментарии [8] || распечатать || обсудить в форуме
загрузка...
Ваше мнение о статье
Ваше имяЕmail 
Сообщение

комментарий: 14.06.2009 21:32:42

я думаю, что... для экзамена сгодится читать

аноним

комментарий: 01.06.2009 6:31:26

Если б этой статьи не было я б щаз к зачету не подготовился! Так что заткнитесь там... читать

BeeJey

комментарий: 03.05.2007 21:44:47

Суки, страна голодает а вы хуйнёй занимаетесь читать

аноним

комментарий: 03.05.2007 21:42:55

Всё это фуфло, которое нужно только для оценки в ВУЗе. Авторы подобных тем - барыжники и тунеядцы. Педагогики не существует, это демагогия!!!!! читать

аноним

комментарий: 02.04.2007 0:42:35

Тема скучная но для реферата (реферативной работы) в универ пригодилась на 100% читать

NRGee

комментарий: 25.03.2007 3:14:17

Бестолково! Совершенно очевидные обыденные вещи (учеба) изложены напыщенно-научно.Не нашел ценных идей. Лишь куча фраз типа - Оценка на экзамене прямо пропорциональна уровню самостоятельной подготовки учащегося и обратно пропорциональна как степени п... читать

Студент

комментарий: 15.02.2007 15:48:41

Я думаю что...статья более научная, и не доступна для всех, её понять можня но требуются прилагать усилия которые в конечном счете не окупаются. Это небольшое обьяснение тому что было сказанно ниже. читать

Философ

комментарий: 15.02.2007 14:14:09

Я думаю что...статьи подобного типа читать скучно и неинтересно! читать

аноним



Партнеры проекта
Другие сейчас читают это:
Партнеры проекта
Это интересно
Партнеры проекта
 
 
ГРЕХИ и СОЖАЛЕНИЯ ЕСТЬ МЕЧТА? ЦЕЛЬ? Я БЛАГОДАРЮ ДНЕВНИК МУДРОСТИ
  • Я-ленивый человек. Мне часто трудно просто остановиться и подумать над своей жизнью, над своими делами. Когда мужчины проявляют ко мне симпатию, и я знаю что эт...
  • бабушка умирала в больнице а я не ходил ее навещать потомучто бухал и торчал, а матери врал что занят по работе безвылазно... стыдно
  • с..а,уродки моральные,вам не матерями быть,а бутылки пивные рожать,что б себя же и е..ть ими.не понятно одно,какого х.я обезьяничаете?вбили в пустую голову слов...
  • Хочу найти смысл наших отношений, Димка... Потому что до сих пор в тебя верю... и люблю
  • Хочу быть с Игорем??????????????????
  • Хочу стать здоровой!Да будет так!Мои слова имеют силу закона!!
  • Я благодарю Мамочку и Бабулю за то, что они были и теперь помогают мне. Вселенную за все, что у мнея есть. Ангелов за помощь, всех кто небезразличен ко мне. За ...
  • Я благодарю вселенную, творца всего видимого и невидимого за свою дочурку Настеньку, за ее здоровье, за свою чудесную квартирку в центре города, за свою красоту...
  • Я благодарю Свою жизнь за всех людей которых я встретила !!! Я благодарна Мамочке своей за то что она подарила мне жизнь , любовь !!! Я Благодарю Папочку своего...
  • Appreciate it! It is definitely an remarkable web page.|...
  • Thanks meant for furnishing many of these amazing data....
  • Мы не поймем как хорошо было сегодня, пока не наступит завтра...
  • КНИГИ НА ФОРУМЕ АНЕКДОТЫ ТРЕНИНГИ
  • Общение и интуиция...
  • Книга вторая. Становление...
  • О природе таланта...
  • Колесо Времени...
  • Ловушка для человека...
  • 19.04.2018 22:06:05 Кто делал приворот?Ваше отношение к этому?...
  • 19.04.2018 21:52:57 ГАДАНИЕ ТАРО МАГИЯ ПРИВОРОТ ...
  • 19.04.2018 21:51:18 Кто может сделать приворот...
  • Табличка в московском зоопарке : "Есть и кормить детей запрещено!"
    читать все анекдоты
  • Экспресс-курс "Стань сильнее мага!"
    начало с 23.04.2018
  • Тренинг-инициация: Мое приданное.
    начало с 30.06.2018
  • Партнеры проекта
    Подписка
     Дневник мудрых мыслей  Общество успешных  Страница исполнения желаний  Анекдоты без цензуры  Генератор Позитива
    PSYLIVE - Психология жизни 2001 — 2017 © Все права защищены.
    Воспроизведение, распространение в интернете и иное использование информации опубликованной в сети PSYLIVE допускается только с указанием гиперссылки (hyperlink) на PSYLIVE.RU.
    Использование материалов в не сетевых СМИ (бумажные издания, радио, тв), только по письменному разрешению редакции.
    Связь с редакцией | Реклама на проекте | Программирование сайта | RSS экспорт
    ONLINE: Техническая поддержка и реклама: ICQ 363302 Техническая поддержка 363302 , SKYPE: exteramedia, email: psyliveru@yandex.ru, VK: psylive_ru .
    Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика