Приложение I
Работа с телом
В этом приложении я хотел бы уделить внимание вопросам, которые чаще всего задают мне после прочтения первой книги. И самый первый вопрос касается создания мыслеобраза и возможности отыгрывать его физически.
Наше тело представляет собой запоминающее устройство. Каждая его связка, каждое сухожилие, каждый мускул несут на себе определенную информацию, наши мысли-убеждения относительно себя и внешнего мира. Совокупности связок, сухожилий и мускулов, их вариации представляют собой все возможные убеждения, которые вы можете себе представить. Ткани органов, соединительные ткани, кровь, лимфа и прочее также несут присущую только им информацию.
Как вы уже убедились, мы создаем вещи с помощью наших мыслей. Вы убедились на своем опыте, что некоторые мысли реализуются мгновенно, а другие требуют времени для воплощения в жизнь. Это означает, что какие-то мысли не встречают на пути препятствий в процессе собственной реализации, а у других эти препятствия возникают. Что это могут быть за препятствия? Это страхи-блоки, которые записаны в нашем теле.
Например, страх идти по жизни записан в ногах. Процесс ходьбы включает в себя три основные стадии — отрыв, перенос и постановку ноги на землю. В этом движении участвует множество мускулов. Но существует множество других вариантов движений, таких, как отступать, наступать, напирать, бежать, кружение на месте, прыжки, подскоки, петляние и так далее. Если у нас имеются страхи относительно определенных ситуаций, которые могут произойти в жизни, они записаны в определенных местах ног и в определенной последовательности, чтобы варьировать движения, которые мы будем совершать в этих ситуациях. И вместе это составляет один общий страх идти по жизни.
Для того чтобы избавиться от страха идти по жизни, надо нагружать ноги, совершая самые разнообразные движения. Можно просто идти по улице, расслабляя ноги при ходьбе, давая страху подниматься, переживать и отпускать его. Можно одновременно думать какую-нибудь позитивную мысль типа «идти по жизни безопасно», тогда она будет записываться в ноги. Поднимаясь по лестнице, вы можете проделывать то же самое. Тогда вам легче станет переходить со ступени на ступень, поднимаясь к вершине знаний, — одна из программ, которую вы можете в себя записать.
Поскольку страхи, как правило, имеют сложную структуру и связаны еще с другими частями тела, с ними лучше всего работать, когда нагрузке подвергается тело целиком. Вы можете эффективно работать со страхами, освобождаясь от них, когда моете полы, убираетесь по дому, занимаетесь аэробикой, бегом, гимнастикой или любым другим видом спорта. Не менее полезна баня. Думайте о том, что вас беспокоит, тревожит, поднимайте негативные эмоции и страхи, старую боль и, расслабляясь, давайте им уходить. Отпускайте их. Движения мышц, их трение друг о друга, сжатие и растяжение помогают расшевелить блоки и поднять их на поверхность, а расслабленное состояние во время движения помогает им уйти.
Этот процесс называется работой с телом. В первой книге есть таблица, в которой указано, какие страхи в какие части тела записываются. Нагрузив тело общими упражнениями, вы можете сделать особый упор на какую-то его часть. Только не беритесь за это дело рьяно, иначе навредите себе. Блок никогда не уйдет из вас, пока вы не пройдете урок, который он в себе несет. Так что поспешайте не спеша.
Теперь, надеюсь, вам понятно, что такое физически отыгрывать свой мыслеобраз. Вы записываете в себя новые шаблоны поведения, одновременно избавляясь от старых. Страшась, к примеру, новой работы, новых знакомств и отыгрывая свои действия дома, вы запишите в себя шаблоны поведения, которые помогут вам преодолеть страх и сделать шаг навстречу людям. Желаю вам успеха.
Отпускание
Отпустить значит принять. Прежде чем что-то отпустить, будь это блок, страх, боль, ситуация, это надо принять. Как можно что-то отпустить, если вы не видите, что владеете этим? Как можно выкинуть камень, если вы не взяли его в руку или если не видите и не чувствуете, что в вашей руке лежит камень? Отрицание, неприятие — это ненависть, приятие — это любовь. Если вы что-то ненавидите, предмет вашей ненависти будет следовать за вами, пока вы его не полюбите. Это рядом с вами, но это не ваше. Это в вас, но это не ваше. Когда вы осознаете, что это у вас есть, когда вы принимаете, оно становится вашим, тогда это уже можно отпустить. Тогда начинается отсоединение.
Запомните: чтобы сделать следующий шаг, нужно принять то, что есть. Это касается не только процесса отпускания, это касается буквально всего, с чем вы сталкиваетесь в своей жизни. Чтобы подняться на следующую ступеньку лестницы, надо поставить ногу, опереться и затем оттолкнуться. То, что у вас есть сейчас, служит опорой, основанием для следующего шага. Именно на это вы будете опираться, именно от этого отталкиваться, продвигаясь вперед.
Если вы не примите себя таким/такой, какой/какая вы есть, без критики и без оценок, то не сможете сделать следующий шаг. Если вы не примите те условия, в которых живете, то не сделаете шаг, чтобы изменить эти условия. Если вы не примите работу, на которой сейчас работаете, то не сможете поменять ее на другую. Если вы не примите свою слабость, то не наберете силу. Если вы не примите одну из противоположностей, то не перейдете в другую. Закон перекидывания монады действует везде и всегда, пока вы живете в этом мире. Учитесь принимать. А для этого необходимо учиться смирению, учиться не делать оценок и не сравнивать.
Далее, отпускание — это расслабление. Процесс отпускания и процесс расслабления — одно и то же. Поэтому вам все-таки придется учиться расслабляться, если вы намереваетесь серьезно заняться работой с собой. Основой расслабления является помещение сознания в ту область, которую хотите расслабить. Сначала при попытках расслабиться или расслабить какую-то часть себя ничего не получится. Это потому, что ум и тело разделены, в этой области отсутствует единство. При повторных попытках ум начнет соединяться с телом, и сознание оживит ту область, над которой вы работаете в данный момент. Она начнет расслабляться.
Следующим условием в процессе отпускания является умение не держаться за что-либо. С одной стороны, необходимо иметь цепкость, а с другой стороны, надо уметь не держаться. Также это означает расслабиться, уступить, довериться, отдать, с одной стороны, и впустить, принять новое, перемены — с другой. Наше эго боится перемен. Ему сподручнее жить в старом, опробованном мирке старых шаблонов поведения. Оно научилось справляться с трудностями, реагировать на ситуации, восстанавливать былое положение дел. А все новое, по его мнению, грозит неприятностями. Чтобы овладеть умением не держаться за старое, вам понадобится ряд новых мыслей. Здесь может помочь осознание механизма действия дуальной пары «дарение — получение». Не отдав, не отпустив, вы не сможете получить то, что вам нужно, потому что место занято, «некуда наливать воду».
Еще одно условие, которое необходимо соблюдать, когда вы хотите избавиться от какого-нибудь блока, — это не форсировать процесс отпускания, не ускорять его. Чем сильнее вы хотите избавиться от чего-то, тем больше напрягаетесь, тем медленнее это происходит. Мало того, блок может вообще оторваться и уйти в подсознание; тогда один Бог ведает, когда этот страх опять будет готов выйти на поверхность. Поэтому не торопитесь, дайте процессам идти своей чередой. Доверяйте себе и жизни, и все будет складываться так, как должно быть.
И последнее. Отпускать означает думать легко, светло и радостно. Поразмыслите над этим.
В заключение я хочу дать вам два универсальных приема из метода «Единорог», которые помогут вам испытать радость освобождения от блоков тогда, когда вам захочется это сделать. Они помогут лучше понять процесс отпускания, потому что вы почувствуете, как движется энергия, когда блок покидает свое место. Суть этого метода заключается в том, что, вызывая у себя легкий шок, вы сдвигаете блок с места, если он, конечно, готов двигаться. Если у вас слабое сердце, то сто раз подумайте, прежде чем применять их.
ШАРИКИ. Когда шарик лопается, вы можете высвободить любые страхи и негативные эмоции. Этот способ особенно рекомендуется, когда вы хотите высвободить ярость, гнев, агрессию и желание отомстить. Это крайне эффективный метод самопомощи, потому что он комбинирует в себе громкий шум с элементом неожиданности. Кроме того, интенсивное поступление кислорода в тело также позволяет очистить клетки от негативной энергии. Существует много способов, как можно взрывать шарики, чтобы помочь высвободиться эмоциям. Я приведу два из них.
Если вы испытываете гнев, закройте глаза и начинайте надувать шарик. Чувствуйте или видьте себя выдувающим в шарик всю свою ярость. Продолжайте интенсивно выдувать гнев до тех пор, пока шар не лопнет. (Не забудьте сложить ладони чашечкой перед лицом, чтобы предохранить его и губы от удара.)
Также можно надуть шарик, а затем, завязав его, чтобы не выходил воздух, сжимать и мять шар, пока он не лопнет. Закройте глаза и переживайте эмоцию, которую вы хотите высвободить. Прижмите надутый шарик к той области тела, с которой вы хотите работать, и сжимайте его, одновременно переживая нужную вам эмоцию. Высвобождение произойдет, когда он лопнет.
ХОЛОДНАЯ ВОДА. Это не только прекрасное средство для закаливания и оздоровления организма, но и средство высвобождения — таким образом, вода дает сразу двойной эффект. Обливания могут использоваться для высвобождения эмоций любого рода, долгоживущих травм, освобождения от страхов, стрессов, усталости, ненужных мыслей и так далее в любое время суток. Существует множество способов использования холодной воды. Подходите творчески, и вы обнаружите их. Ниже приведены два основных.
Наполните таз или ведро холодной водой и поднимите его на уровень груди. Закройте глаза и представьте себе или почувствуйте то, от чего хотите освободиться. Вылейте на себя воду в области шеи. Высвобождение происходит мгновенно.
Примите горячий душ, расслабляясь и поднимая нужную вам эмоцию, давая ей течь. Затем выключите горячую воду и включите на полную мощность холодную или контрастную. Закройте глаза, ясно представив себе то, от чего вы хотите освободиться, и вступите под струю холодной воды, подставляя ей шею и грудь.
Помните: наши страхи и негативные эмоции записаны по всему телу. Очень желательно, чтобы все тело испытало воздействие холодной воды. Каждодневное принятие контрастного душа поможет вам сохранить здоровье и ясный ум на всю жизнь.
Рубеж роста
Это еще одно понятие, которое вызывает неясность. Иногда, чтобы достичь какой-то цели, вы составляете план действий, который состоит из пунктов. Пункты вашего плана — это и есть рубежи роста. Продвигаться к цели можно двумя путями. Первый путь — это когда вы знаете все стадии, которые вам необходимо пройти, чтобы достичь цели. Тогда вы можете составить план движения. Стадии или пункты этого плана — все это рубежи роста.
Второй путь — это когда вам известна цель, но вам не совсем ясно, как к ней идти, хотя известно, каким может быть первый шаг. Если у вас несколько вариантов (такое часто случается), тогда вы либо прислушиваетесь к совету внутреннего голоса, либо просто делаете шаг и смотрите, правильный ли он. Последнее представляет собой метод проб и ошибок. В любом случае первый шаг есть рубеж роста. Вы создаете мыслеформу достижения этого рубежа, и вскоре наступает момент, когда вы обнаруживаете, что уже достигли его. Как правило, в это мгновение перед вашим мысленным взором начинает вырисовываться следующий шаг. Это тоже рубеж роста, достичь которого вы можете с помощью той же работы с мыслеформами. Итак, любой шаг, который вы делаете на пути достижения цели, — это рубеж роста.
Новые мысли и утверждения
Я заметил, некоторые люди не до конца понимают различие между новыми мыслями и утверждениями. Новые мысли описывают порядок вещей. Введя внутрь себя новую мысль, вы вводите новое миропонимание. Любая новая мысль описывает, как устроено то, что вас интересует в данный момент. В общем, она звучит следующим образом: «Это — так-то». Например, родители — такие-то, люди — такие-то. Вселенная — такая-то.
Утверждения имеют дело с действием: «Я делаю то-то и то-то». Здесь мысль направляется на действие. Например: «Я два раза в день делаю то-то и то-то».
Приводя примеры новых мыслей, я часто соединяю в них новые мысли и утверждения. Значительно реже новые мысли целиком представляют утверждение-действие. Наверное, это внесло путаницу.
Приложение II. Множественные персональности
Ум принадлежит только себе, и сам по себе он может сотворить из рая Ад, а из ада Рай.
Джон Мильтон (1608—1674)
Эта статья была написана мной на основании информации, содержавшейся в Исследовательском бюллетене, выпускаемом Институтом ноэтических наук, США, Калифорния. Я также использовал в ней мои собственные наблюдения за людьми, обладающими множественными персональностями, и материалы следующих книг: «Три лица Евы» X. Клекли и Т. Корбетт, «Сибил» Ф. Р. Шрайбер, «Умы Билли Миллигана» Д. Киза и «Ум, состоящий из многих кусочков» Р. Аллисона. Все эти книги готовятся сейчас к изданию, и очень скоро вы сможете прочитать их, если вас это заинтересует.
Речь в этой статье пойдет о крайне необычном явлении — заболевании множественными персональностями (ЗМП). Необычность его заключается в том, что официальная наука только последние двадцать лет начала вплотную исследовать этот феномен, хотя первые сообщения о нем появились еще в XVII веке. Также необычность его кроется в том, что наша наука, насколько мне известно, пока отрицает его существование.
Его обычность заключается в том, что, по самым скромным подсчетам, каждый год в США появляется 16 000 детей с ЗМП. Поскольку люди мало чем отличаются друг от друга, можно предположить, что и в нашей стране каждый год может появляться столько же мультиплетов — людей, обладающих множественными персональностями. Обычность этого заболевания в том, что мы практически каждый день сталкиваемся с мультиплетами, когда читаем криминальные хроники. Когда человек на вопрос, почему он совершил то или иное преступление, отвечает, что он не совершал его, что не помнит, как его совершил, или что это был не он, тогда можно почти со стопроцентной уверенностью сказать, что перед вами мультиплет.
Причиной появления на свет мультиплета являются сильные физические, эмоциональные или сексуальные издевательства, которым подвергаются дети до пяти лет. Однако эта болезнь может проявиться и в более позднем возрасте. Надо отметить, не все дети, подвергавшиеся издевательствам, стали мультиплетами.
Почему вообще возможно такое явление с точки зрения психологии? В основе его лежит феномен диссоциации или расщепления личности. Поток сознания человека под воздействием внешних неблагоприятных условий начинает дробиться, создавая либо субличности, либо автономно существующие персональности. Разница между субличностью и персональностью заключается в том, что в первом случае контролирующее «я» знает о существовании субличности и может влиять на нее, а во втором случае «я» может и знать, но не может оказывать влияния на персональность. Как уже говорилось, первое расщепление личности происходит либо в утробе, либо в момент рождения, когда закладывается шизоидный характер.
Если ребенок подвергается в детстве тем или иным издевательствам, процесс расщепления углубляется, и тогда внутри человека могут начинать формироваться либо субличности, либо альтернативные персональности — альтеры, которые ведут совершенно автономный образ жизни, не зависящий от бодрствующего сознания человека. Иными словами, контролирующее сознание обычно не знает ничего о существовании альтеров, а когда один из них выходит на поверхность (занимает место контролирующего сознания), перед вами появляется совершенно другой человек с другими манерами, голосом, внешностью.
Поскольку мультиплет претерпел в детстве много издевательств над собой, у него внутри содержится много агрессии и гнева. В нем формируются альтеры, отвечающие за выражение этой агрессии. Именно они ответственны за те моменты в жизни мультиплета, когда он либо совершает асоциальные действия типа драки, грабежа, убийства, либо стремится разрушить тело, в котором находится (попытка самоубийства).
Причин, почему я решил написать эту статью, несколько. Во-первых, в основе этого явления явно лежат дуализм мира и дуальное мышление. Это же подтверждает принцип разделения на альтернативные персональности — среди альтеров обязательно есть те, которые расположены полярно относительно друг друга. Все это мы рассмотрим ниже.
Вторая причина кроется в том, чтобы еще раз привлечь ваше внимание к детям, но уже с другой стороны. Всем, кто более или менее глубоко занимался изучением детства (своего или вообще), ясно, что дети в подавляющем большинстве случаев подвергаются страшному прессингу со стороны взрослых. Это приводит к расщеплению личности и, в конце концов, к заболеваниям, которыми болеют люди уже во взрослом возрасте. Болезни вызываются блоками, а блоки — это отколовшиеся от целого кусочки нашего сознания. Но если дети проходят через очень сильные эмоциональные, физические или сексуальные издевательства, это, как вы уже знаете, может привести к возникновению автономных персональностей.
Третья причина, по которой я решил написать эту статью, заключается в криминальном аспекте этого явления, хотя, прошу отметить, не все мультиплеты совершают преступления. Когда начинаешь глубоко изучать эту проблему, создается впечатление, что наши тюрьмы переполнены мультиплетами. Косвенным подтверждением является то, что почти все или большинство из сидящих утверждают, что они невинно осужденные, что они не совершали приписанных им злодейств. Получается, общество сажает в тюрьмы тех, кого оно не смогло уберечь в детстве от невыносимых условий жизни.
В настоящий момент, по крайней мере в США, при осуждении человека за совершенное преступление, если идет ссылка на невменяемость или безумие, судьи учитывают, было ли совершено преступление одним из альтеров. Информация о ЗМП была передана находящимся при тюрьмах врачам-психотерапевтам, чтобы те использовали ее в работе с пациентами. Я надеюсь, когда-нибудь такое будет и в нашей стране.
Последней причиной написания этой статьи является мое глубокое убеждение, что тема ЗМП станет в следующем столетии темой номер один. Это произойдет по нескольким причинам. Во-первых, интересен сам феномен расщепления личности. Изучая его, можно многое выяснить относительно того, что такое ум и в чем заключается его связь с телом. Во-вторых, многие случаи в жизни человека, многие — а может быть, и все — болезни легко можно объяснить, когда известны принципы разделения сознания на субличности и персональности. И самое главное, — по-моему, альтернативные персональности зачастую представляют собой проходы в иные временные и пространственные измерения, а также в иные реальности.
Общий обзор
1. Жертвы ЗМП — это люди, которые воспринимают себя или которые воспринимаются другими людьми как имеющие несколько (две или более) четко определенных и сложно устроенных личностей. Поведение человека обусловливается той личностью, которая в настоящий момент времени находится на поверхности.
2. Мультиплет не всегда теряет дееспособность. Некоторые жертвы ЗМП занимают ответственные посты, соответствуют приобретенным ранее знаниям, успешны в семейной жизни и являются прекрасными родителями.
3. Мультиплет страдает от синдрома «потерянного времени», амнезии и провалов памяти («черных дыр»), что приводит к тому, что он/она отрицает свое поведение и «забывает» происшедшие с ним/ней события и пережитый опыт. Как правило, это приводит к обвинениям его/ее во лжи и манипуляциях, а это может вызывать в мультиплете, который не знает истинной причины происходящих с ним/ней событий, сильное смятение в душе, гнев за несправедливое обвинение и тому подобные эмоции.
4. Около 75% мультиплетов утверждают, что обладают персональностями, возраст которых менее 12 лет. Широко встречаются персональности противоположного пола (около 50% случаев), ведущие отличный образ жизни. Часто персональности придерживаются взглядов, входящих в конфликт с взглядами других персональностей. Они могут вести образ жизни, полностью не совместимый с образом жизни других персональностей и контролирующей сознание личности. Это вносит огромную сумятицу в жизнь мультиплета.
5. 97% жертв ЗМП, особенно когда их память разблокирована с помощью психотерапевтического процесса, рассказывают истории о нанесенных им в детстве травмах. В большинстве случаев это травмы, включающие в себя физические, эмоциональные и сексуальные издевательства. 3% мультиплетов становятся таковыми без видимых причин.
6. ЗМП может в значительной степени быть вылечено или предотвращено вовремя поставленным диагнозом, лечением травмированных детей и полным изменением обстановки, в которой ребенок подвергался издевательствам.
Можно утверждать, что почти всякая, так называемая неблагополучная, семья, где родители пьют и избивают детей, является источником появления мультиплетов.
7. Что касается США, 89% жертв ЗМП имеют, по крайней мере, один ошибочный диагноз относительно их заболевания. Обычно это депрессия, пограничное и социопатическое поведение личности, шизофрения, эпилепсия и маниакально-депрессивный психоз.
Пограничная личность — заболевание, при котором имеется нестабильность в разных областях жизни человека, включая межличностные отношения, настроение и отношение к себе. Отражает ошибку в нормальном развитии эго, основанную на неудаче вобрать в себя, обработать и усвоить эмоциональный опыт в период раннего детства.
Социопатическое поведение — поведение, бросающее вызов обществу, часто криминальное.
Шизофрения — группа заболеваний, всегда отмеченная иллюзиями, маниями, галлюцинациями или тревогами, беспокойствами. Она включает в себя ухудшения в работе, социальных отношениях или уходе за собой по сравнению с предыдущим уровнем функционирования; имеет место до 45 лет и длится не менее шести месяцев.
Эпилепсия — хроническое заболевание нервной системы, отмечаемое припадками.
Биполярное или маниакально-депрессивное заболевание — заболевание, при котором маниакальные и депрессивные периоды случаются каждые несколько дней. Маниакальные эпизоды отмечены приподнятым, экспансивным или раздражительным настроением; депрессивные эпизоды — потерей интереса ко всему или почти ко всему.
8. Когда мультиплеты в первый раз приступают к лечению, большинство из них не подозревают о существовании других персональностей внутри себя.
9. Жертвы ЗМП требуют специальных, нестандартных приемов лечения, вырабатываемых в каждом случае отдельно. Стандартное лечение, применяемое психиатрией при лечении шизофрении, депрессии и других заболеваний, неэффективно и даже вредно при лечении ЗМП.
10. Правильно выбранное лечение имеет результатом уменьшение или полное исчезновение состояния смятения, чувства страха и паники, саморазрушающих мыслей и поведения, внутренних конфликтов, стрессовых периодов нерешительности и колебаний при принятии решений.
Внутренние лица
А теперь мы поговорим о персональностях более конкретно. Близкое знакомство с мультиплетным строением личности всегда очаровывает и интригует. Создается впечатление, что стоишь перед великой загадкой Природы. Несмотря на то что расщепление человека на отдельные, полностью автономные личности считается заболеванием, я почему-то не принимаю этого термина. Наверное, потому, что за словом «заболевание» слишком много стоит ассоциативных цепочек. Когда человек произносит это слово, он, как мне кажется, начинает страдать еще больше, перед его умственным взором проплывают картины одна страшнее другой. Ваше право называть существование персональностей заболеванием или просто отнестись к этому как к данности, с которой надо иметь дело. Я бы предпочел последнее. Это в какой-то мере снижает стресс.
Часто случается, что персональности мультиплета не знают о существовании друг друга. Они попеременно берут контроль над телом, выходя на поверхность, и перед вами появляется совершенно другой человек. Процесс перехода контроля называется переключением. Альтернативные персональности могут отличаться друг от друга голосом, позой тела, выражением лица, они могут быть левшой или правшой (около 30% случаев), у них могут отличаться ритмы мозговой активности, состояние иммунной системы, электрическая проводимость кожного покрова, что также доказывает, что перед вами совершенно другой человек.
Шаблоны поведения, жизненная история, субъективно воспринимаемый пол и возраст также варьируются. Разные персональности имеют разные физические способности, опыт межличностного общения и области интеллектуального интереса. Бывают случаи, что разные персональности в одном человеке владеют разными языками и обладают разной национальностью.
Переключение мультиплета на другую персональность обычно занимает 1—2 секунды, но иногда на это требуется больше времени. Переключение может происходить вольно или невольно. Это может быть сознательным желанием человека, может быть спонтанным процессом, реакцией на определенную ситуацию. В том числе причиной могут быть биохимические изменения в организме. Последнее случается, когда человек принимает какие-то лекарства, наркотики или алкоголь.
Вот как, например, происходит переключение:
Грустное, размышляющее выражение в ее глазах застыло. Ева, казалось, на мгновение удивилась чему-то. Внезапно положение ее тела начало меняться. Тело постепенно приобретало жесткую форму, пока она не села прямо и неподвижно. Незнакомое, непонятное выражение появилось на ее лице. Оно внезапно исчезло, и на его месте возникла абсолютная пустота. Линии ее лица проходили едва видимую, медленную, напоминающую рябь трансформацию. На секунду возникло ощущение какой-то тайны. Закрыв глаза, она поморщилась, положила руки на виски, с силой нажала и поводила пальцами, как будто борясь с внезапной болью. Легкая дрожь прошла по ее телу.
Затем руки легко опустились вниз. Она расслабилась и приняла положение, которое врач никогда не отмечал у этой пациентки... Чистым, незнакомым, чуть игривым голосом женщина сказала: «Ну, привет, док!»
Как видите, очень впечатляет. При встрече с персональностью первой реакцией является недоверие. Сразу же задаешь себе вопрос: «Это игра?» Но по мере общения с ней постепенно приходишь к выводу, что это правда.
Существуют тонкие различия между персональностями, но могут существовать и резкие переходы от одной персональности к другой. Например, 24 персональности некоего Билли Миллигана включали в себя:
v Артур, 22 года, англичанин, рационален, лишен эмоций, стойко консервативен. Артур — эксперт в физике, химии и медицине и говорит с британским акцентом. Также легко общается и пишет на арабском языке. Будучи первым, кто открыл существование остальных персональностей, он доминирует в безопасном месте и решает, кому выходить на поверхность и контролировать сознание. Носит очки.
v Раген Вадасковинич, 23 года, «хранитель ненависти». Его имя является производным от английского «rage-again» — «снова в ярости». Будучи югославом, говорит по-английски с заметным славянским акцентом. Говорит, пишет и читает на сербохорватском. Знаток оружия и военного снаряжения, эксперт в каратэ, он демонстрирует огромную силу, берущую начало в способности контролировать уровень адреналина в крови. В его обязанности входит защищать мультиплетную семью, женщин и детей в особенности. Он доминирует в сознании в опасных местах. Раген весит 84 килограмма, у него огромные руки, черные волосы и длинные, свисающие усы. Он делает наброски в черно-белых тонах, потому что не различает цветов.
v Адалана, 19 лет, лесбиянка. Застенчивая, одинокая интровертка, она сочиняет стихи, готовит и приглядывает за домом. У Адаланы длинные, прямые черные волосы, и, поскольку ее карие глаза время от времени начинают быстро двигаться из стороны в сторону, говорят, что у нее «танцующие глаза».
v Кристина, 3 года, «ребенок для угла», ее так называют, потому что именно ее в школе всегда ставили в угол. Белокурая маленькая англичаночка, она может читать и печатать, но у нее дислексия. Любит рисовать и раскрашивать картинки с цветами и бабочками. Блондинка с волосами до плеч и голубыми глазами.
v Учитель, 26 лет. Это соединение всех 24 альтеров в одно целое. Обучил других тому, что они знают. Блестящий, восприимчивый, с прекрасным чувством юмора. Он заявляет: «Я Билли, и все во мне одном». Относительно других говорит: «Это андроиды, которых я создал». Учитель помнит почти все.
А вот еще пример персональностей мультиплета-женщины по имени Кассандра, у которой, по ее утверждению, их около двухсот.
v Ларри, взрослый мужчина, заседает, как это называет Кассандра, в ее Внутреннем Совете, его целью является руководить и морально направлять «семью». Как и несколько других членов Совета, Ларри — американский индеец. Всегда задумчив и прям, обладает сильным лицом и манерами, никогда не войдет в тело, если Кассандра одета в характерный женский наряд. Ларри защищает тело от физических повреждений — функция, которую он выполняет, даже если не контролирует тело; он это делает, подсоединяясь к сознанию.
v Селеза, 14-летний член семейства Кассандры, обладает детальными знаниями человеческой анатомии и физиологии, почерпнутыми из книг по медицине. Когда-то покалечившись, Селеза следит теперь за телом и здоровьем, лечит его в случае необходимости. Заявляет, что вылечивала ожоги третьей степени, повреждения внутренних органов и даже повреждение мозга при помощи визуализации, которую практикует с исключительными изяществом и точностью. Селеза — анестетическая персональность, что означает, что она не испытывает боли. С мужчинами она восхитительная юная кокетка.
v Крис, 10-летний мальчик с нормальными интересами и амбициями, присущими мальчику этого возраста. С энтузиазмом делится, как играл в мяч или ловил рыбу, и мечтает о будущем, когда вырастет и будет водить машину. Сейчас ему это запрещено, потому что, сидя на месте водителя, он не видит дорогу, но он тем не менее допускает, что однажды вел машину сам. По его утверждению, он вел ее, поместив четыре другие альтернативные персональности в два передних и два задних угла, чтобы те направляли его!
v Стейси, застенчивая маленькая девочка, постоянно играет волосами и часто прячет лицо под ними. Голос — очень высок, синтаксис и словарный запас странно архаичны. Контроль над телом получает на очень короткое время. Имя Стейси происходит от ее функции, которая заключалась в английских словах «stay» — «стоять» и «see» — «смотреть», что происходило, когда Кассандру наказывали и издевались над ней.
Кассандру называют супермультиплетом. Немного обнаружено людей, имеющих сто и более персональностей. В среднем каждый мультиплет обладает 8 — 13 персональностями.
Анализируя задачи, которые выполняют альтеры, можно определить функции, за которые они отвечают. Довольно обычны альтеры, отвечающие за защиту индивидуума и других альтеров, — они, как правило, владеют боевыми искусствами и очень сильны.
Существуют альтеры, отвечающие за сохранение здоровья индивидуума, так называемые целители. Они это делают виртуозно. Есть множество примеров, когда мультиплеты выздоравливали гораздо быстрее других людей. Зафиксированы случаи, когда ожоги третьей степени излечивались с необычной скоростью. У одной женщины одна персональность болела диабетом, а другая — нет. Я встречал женщину-мультиплета, которая болела туберкулезом в крайней форме — у нее были большие дырки в легких. Однако сама она знала, что вовсе не больна. Мультиплеты заявляют, что их внутренний целитель или целители всегда за работой, даже если они не на поверхности.
Я заметил, что некоторые мультиплеты обладают очень пластичными тканями тела. Они почти свободно, по желанию, могут менять размеры, по крайней мере, наружных органов. При этом не обязательно происходит переключение в другую персональность. Обычно мультиплеты стареют не так быстро, как обычные люди.
Я подозреваю (по крайней мере, несколько случаев я знаю точно), что многие из появившихся за последнее время целителей — это альтеры, либо выходящие на поверхность, либо уже вышедшие и закрепившиеся на поверхности — они взяли постоянный контроль над сознанием человека, — либо это мультиплеты, преодолевшие раскол на персональности и адаптировавшие опыт внутренних целителей в свою жизнь.
Что означает взять постоянный контроль над сознанием? Это можно понять из слов одного из альтеров, уже известной вам Евы, которая (персональность) заявила: «Чем чаще я выхожу на поверхность, тем сильнее становлюсь и тем больше слабеет Ева. Скоро я одна буду контролировать тело». Эти слова помогают понять то, с чем мы встречаемся в повседневной жизни. Когда мы встречаем кого-то, с кем давно не виделись, мы можем сказать следующее: «Ты так изменился/изменилась, тебя просто не узнать, как будто совсем другой человек». В таких случаях возможно (но не обязательно), что один из альтеров взял верх.
Эта же персональность заявила, что, встречаясь с сопротивлением со стороны Евы, она вызывает у нее сильные головные боли. Такое заявление позволяет предположить, что боли у мультиплетов могут появляться, когда один из альтеров пытается выйти наружу, но его не пускают.
Существуют анестетические альтеры. Они могут гасить боль либо вообще не способны ее чувствовать. Одновременно могут присутствовать альтеры, в чьи обязанности входит терпеть боль.
Существуют персональности, которые имеют дело с яростью и ненавистью, с лицемерием и нечестностью в других людях, с завистью и ревностью в себе и в других, и персональности, которые окукливают, заключают в оболочку связанные с травмой эмоции и конфликты любого рода.
Существуют альтеры, которые отвечают за развитие определенных навыков и способностей, за выражение вовне конфликтных импульсов и нужд, таких, как сексуальность и агрессия, за исполнение какой-нибудь специфической роли.
Другие обычно встречающиеся альтернативные персональности — это Внутренние Помощники, их также можно назвать Учителями, и Гонители. Они полностью полярны друг другу. Внутренние Помощники прекрасно осведомлены во всех вопросах. Они ведут мультиплетов и помогают врачу в процессе терапии, служа «проводниками для исцеляющей силы и любви Бога». Врач, открывший Внутренних Помощников, утверждает, что они принадлежат к духовной иерархии, в которую входят такие же Внутренние Помощники, но высшего уровня. Последние очень неохотно берут контроль над телом и общаются с врачом.
Цель Гонителей заключается в том, чтобы удерживать контроль над внутренним семейством мультиплета или даже разрушать других альтеров, а часто и самого мультиплета. Они появляются в результате издевательств, через которые проходит ребенок в детстве. Поэтому в них очень много гнева и агрессии. Именно они ответственны за то поведение, которое доставляет мультиплету неприятности. Также они воплощают мазохистские тенденции, которые обычны для мультиплетов. Таким образом, они полностью пребывают в дуальной паре «палач — жертва», притягивая соответствующие уроки преступления и наказания.
Поскольку они являются частью личности мультиплета и, как и другие альтеры, олицетворяют важные ее аспекты, их нельзя ни отвергать, ни преследовать, как нельзя отводить им негативную роль. Это приведет к дальнейшему расколу всей личности мультиплета. Единственный, на мой взгляд, способ справиться с ними — это не осуждать их, не оценивать их поступки И принимать их такими, какие они есть. А это означает принимать себя таким/такой, какой/какая вы есть. Основанная на любви позиция постепенно приведет к тому, что они примут роль сотрудников и станут вашими помощниками и хранимая ими энергия перейдет в ваше распоряжение. Пока этого не произойдет, они будут вечно служить источником страданий и ужаса, которые испытывают мультиплет и его альтеры.
Если вы представите себе, что вам что-то угрожает, что кто-то постоянно хочет подвести вас, втянуть в ситуацию, где над вами будут издеваться, где вас будут пытать, унижать или даже попытаются убить, тогда вы сможете понять, что чувствуют альтеры и сам мультиплет — ежедневная психологическая пытка, которая часто становится реальностью. Ведь роль Гонителей именно в этом и заключается.
Персональности могут быть знакомы друг с другом. Тогда они составляют одну семью. Они могут частично знать друг друга или вообще не знать. Они могут знать и помнить все, что происходило в жизни мультиплета и других персональностей, а могут помнить прошлые события только частично. Также альтеры могут соприсутствовать в жизни другой или других персональностей, то есть влиять на их опыт и поведение.
Альтер, который не помнит другие персональности, переживает их активность на поверхности сознания как потерянное время, провал памяти. Это, пожалуй, один из наиболее часто встречающихся симптомов мультиплетности, который создает огромный дискомфорт не только в жизни альтеров, но и самого мультиплета. Например, мультиплет может проснуться в незнакомой обстановке, не имея ни малейшего понятия, как он туда попал. Может обнаружить себя посреди улицы одетым в незнакомую одежду. Потом может выяснить, что это совсем другой город и он не знает, когда и как сюда приехал. Он может находить у себя дома незнакомые вещи. Может замечать, что его деньги куда-то деваются, а сам он не помнит, куда их потратил. С ним могут заговаривать незнакомые люди и называть его каким-то именем. Они будут уверять, что знают его прекрасно и познакомились с ним там-то и там-то.
Когда подобное происходит, мультиплет может столкнуться с обвинениями во лжи или манипуляции. Это крайне отрицательно сказывается на нервах мультиплета. Поэтому он развивает в себе небывалую изобретательность и способность импровизировать на ходу, чтобы выйти из ситуации с минимальными потерями. Некоторые альтеры, чтобы компенсировать подобные происшествия, развивают исключительную память.
Происходящее с альтерами, когда они не занимают тела, варьируется в зависимости от мультиплета. Кассандра, например, рассказывала, что ее персональности часто переживают внетелесный опыт, путешествуя в нематериальные сферы; этот мир она называет Третьим Миром. Альтеры других мультиплетов рассказывают, что проживают в определенных местах тела или головы. Некоторые из них спят, когда они не на поверхности, другие могут наблюдать за деятельностью знакомых альтеров, когда те берут контроль над телом. Иные альтеры создают для себя внутренние миры, в которых играют и общаются с другими альтерами. Некоторые альтеры могут все время жить внутри и очень редко или никогда не выходить на поверхность.
Клинический опыт работы с мультиплетами и результаты обследований показали:
1. Некоторые альтернативные персональности могут брать свое начало как воображаемые партнеры по игре и развиваться постепенно, в то время как другие не имеют определенных предшественников.
2. Некоторые альтеры, перед тем как выйти наружу и принять управление над телом, какое-то время живут внутри, в то время как другие выходят на поверхность как раз в тот момент, когда они необходимы.
3. Начальный раскол обычно имеет место в возрасте до пяти лет. Когда первая персональность была расщеплена, альтеры могут сформироваться потом в любое время.
4. Когда альтернативная персональность сформирована, она может (а может, и нет) истощать первоначальную персональность, забирая от нее психологические ресурсы.
5. Альтеры могут собираться группами или связываться друг с другом по эмоциональному или психологическому подобию между ними.
6. Раскалывание обычно происходит вдоль эмоциональных линий, и каждый альтер стремиться иметь дело со связанной с этой эмоциональной линией конфигурацией конфликтов и чувств.
Исключительные способности
Некоторые мультиплеты научились использовать свое множественное состояние сознательным и выгодным для себя образом. Их альтеры установили сотрудничество друг с другом, которое может принимать самые разнообразные формы.
Например, они могут чередоваться друг с другом, увеличивая таким образом период времени, в течение которого мультиплет может находиться на пике своих способностей. К примеру, персональность, которая устала или напилась, уступает тело другой персональности, которая готова принять на себя исполнение обязанностей и будет трезвой. Персональность, которая испытывает боль, может уступить место анестетической персональности, не чувствующей боли, или другой персональности, которая будет оставаться в теле до тех пор, пока способна терпеть боль, после чего переключится.
А вот как использует время альтернативная персональность Кассандры Селеза.
«Когда учеба становится непереносимой для одного человека, я зову на помощь других. Когда я пишу работу по дихотомическому слышанию, один из них составляет предложения для тезисов на звание мастера. «Кто-то еще готовит обед для меня и позднее вымоет кухню, пока я сплю. Я больше не могу лишать других работы, это все равно, что изменить смену сезонов. Даже когда я пишу эти строчки, один из них, вероятно, размышляет сейчас о какой-нибудь тупой вещи, такой, как критическое мерцание частоты. Мы разделяем одно тело, поэтому время, которое я провожу за машинкой, другие используют как могут. Это не мешает никому использовать мозг в своих целях, чтобы планировать, разрабатывать или конструировать что-то... Я думаю, что это роскошно работающий ум!»
Мультиплеты демонстрируют и другие необычные способности; Сюда можно отнести совершенную память, включая зрительную, слуховую, обонятельную. Они способны исцелять и сами исцеляться гораздо быстрее других людей. У них могут быть хорошо развиты паранормальные способности, которые обычны для них. Часто они бывают очень умными, восприимчивыми и чувствительными. Один исследователь заявил: «Они могут почувствовать лжеца за тысячу шагов за одну миллисекунду». Практически все мультиплеты хорошо поддаются гипнозу.
Наказания и издевательства
Как уже отмечалось, 97% мультиплетов прошли в детстве через сильные физические, психологические и сексуальные издевательства, исходящие от одного из родителей или от кого-то, кто играл важную роль в жизни ребенка. Не имея иной возможности справиться с этой ситуацией, ребенку ничего не оставалось делать, как окончательно расколоть себя. Хочу специально отметить, что взрослый мультиплет либо не помнит, что с ним происходило, либо не придает происшедшему большого значения. Его болью владеют созданные именно для этой цели альтеры.
Физические издевательства включали в себя зарывание в землю, пытки и избиения. Также сюда относились почти полное лишение ребенка физического контакта, постоянное кормление неприемлемой для него пищей. Мультиплетам часто делали клизму или давали в больших дозах слабительное, потому что предполагалось, что ребенок должен быть чистым не только снаружи, но и внутри. Определенную роль играет домашнее лечение, когда детей пичкают лекарствами для взрослых.
Психологические издевательства включали в себя участие в убийствах или присутствие при убийствах. Детей заставляли присутствовать при пытках, избиении и сексуальных издевательствах над другими детьми.
К сексуальным издевательствам относятся изнасилование, половой акт с одним из родителей, содомия и оральный контакт с половыми органами. Известны случаи, когда ухаживающие за детьми люди приглашали своих родственников и знакомых, чтобы участвовать в сексуальной эксплуатации ребенка.
Результаты обследований показывают, что число персональностей в мультиплете связано с числом типов плохого обращения с ребенком. С супермультиплетами обычно плохо обращались и в юношеском возрасте. Так что минимум одна из персональностей в мультиплете полна гнева, враждебности и насилия.
У вас от всего вышесказанного, наверное, уже волосы шевелятся на голове. Естественной реакцией на подобные сообщения является недоверие. Но доверие может оказаться самой действенной помощью для детей-мультиплетов. Поскольку они проходят через тяжкие издевательства, к их рассказам могут относиться с недоверием — как психотерапевты, так и сами члены семьи, в которой они живут, — потому что трудно поверить, что люди, которых они якобы хорошо знают, способны на такие зверства. Недоверие лишь усиливает диссоциативные — расщепляющие — процессы в организме ребенка. Он еще больше уходит в себя, потому что для него это единственная защита против ужасного мира.
И еще один важный момент. Поскольку пережитые в детстве травмы ушли в подсознание, взрослый человек на вопрос, каким у него было детство, отвечает однозначно: «Нормальное». Если вы хотите разобраться с собой, имейте решимость заглянуть внутрь себя и без всякой критики воспринять то, что вы там увидите. Чтобы сделать это, вам сначала необходимо сформировать ряд новых мыслеформ, которые подготовят вашу психику к новой информации, чтобы она могла более или менее безболезненно воспринять те эмоции, которые эти травмы хранят.
Следующий ряд мыслеформ должен подготовить и осуществить этот проход в подсознание. И, наконец, последний ряд мыслеформ позволит вам ассимилировать содержащийся в травмах опыт и отпустить сами травмы, соединяя вас в единое целое. Разумеется, это процесс не одного дня.
Условия зарождения мультиплета
Семья, в которой зарождается мультиплет:
1. Придерживается жестких религиозных или связанных с мистицизмом верований.
2. Противостоит обществу единым фронтом, и тем не менее изнутри ее раздирают конфликты.
3. Изолирована, от общества и не склонна к сотрудничеству относительно посредничества или помощи.
4. Включает в себя, по крайней мере, одно присматривающее за домом лицо, которое демонстрирует сильную патологию.
5. Ставит ребенка в ситуации, когда он находится в постоянном противоречии в отношениях с близкими и другими играющими важную роль в его жизни людьми.
6. Поляризована: один родитель издевается и плохо обращается с ребенком, а другой жалеет и поддерживает его.
Еще раз обращаю ваше внимание, что другие члены семьи могут не знать или не обращать внимания на то, что над ребенком издеваются.
Мультиплетность часто можно проследить в нескольких поколениях, а это говорит о том, что склонность к расщеплению передается генетическим путем. Но было замечено и то, что детей атакуют именно склонные к насилию и агрессии персональности взрослого мультиплета.
Как распознать мультиплетность
Одно время специалисты на Западе считали, что случаи с ЗМП редки. Одной из причин такого предположения является то, что многим мультиплетам был поставлен неправильный диагноз. Клинические обследования показали, что мультиплет в среднем посещает трех терапевтов, прежде чем ему будет поставлен правильный диагноз. Более того, он или она потратит семь лет на хождение по кабинетам и почти шесть лет на бесполезное лечение, пока, наконец, его не распознают.
Исследования показали, что мультиплеты являются носителями сразу нескольких симптомов. Приходя на лечение, они, как правило, имеют множество самых разнообразных жалоб; среднее число — 18. Эти жалобы могут меняться от приема к приему. Если эти жалобы рассматривать отдельно, они могут быть симптомами других заболеваний. Например, слуховые галлюцинации характерны и для шизофрении, и для ЗМП.
Терапевтов в США предупреждают вспомнить о ЗМП, если они обнаруживают перед собой шаблон многочисленных и, возможно, непостоянных симптомов, которые включают в себя:
v потерю времени, провалы памяти, амнезию;
v депрессию;
v перемены настроения;
v саморазрушающее или суицидальное поведение;
v головные боли;
v нарушения сна или повторяющиеся кошмары;
v потерю аппетита;
v необъяснимую боль или соматические жалобы, например, на желудочно-кишечные или сердечные нарушения;
v слуховые галлюцинации, голоса, часто враждебные или критикующие, приходящие изнутри головы;
v визуальные галлюцинации или другие неприятности со зрением;
v эпизоды в жизни, напоминающие припадки.
Хотя амнезия или потери времени — наиболее обычные жалобы мультиплетов, опытные врачи говорят, что недостаток таких эпизодов еще не означает, что данный человек не мультиплет. В основном мультиплет не выдает информации о своей амнезии, а в некоторых случаях у мультиплета имеется амнезия на амнезию. Бывает, человек, которого подозревают в ЗМП, может заявлять, что отлично помнит, что с ним или с ней происходило, свой жизненный путь, но это может быть его ЗНАНИЕМ, а не истинной памятью. Такое знание не будет иметь эмоциональных качеств памяти. Терапевты тогда спрашивают подозреваемых в ЗМП пациентов о том, как они чувствовали себя во время определенных событий, которые, как подразумевается, они помнят. Мультиплет в таком случае может переключиться, и на вопросы начнет отвечать обладающая истинными воспоминаниями персональность.
Я как-то прочитал про самую важную тайну врачей-онкологов. Они отмечают, что раковые опухоли очень напоминают своим видом строение человека. Если вспомнить о психологических причинах заболевания раком (см. таблицу в первой книге), можно предположить, что при возникновении этой болезни мы видим перед собой зримое доказательство наличия внутри человека, по крайней мере, одной персональности, которая в данном случае приступила к выращиванию собственного тела.
Возможно, причина возникновения доброкачественных опухолей та же. Если это так, то можно утверждать, что за злокачественные опухоли отвечает агрессивная персональность, ненавидящая жизнь и стремящаяся уничтожить тело, в котором она находится, а за доброкачественные — любая положительная персональность. Все это, конечно же, требует тщательной проверки.
Еще несколько моментов, которые позволяют определить наличие персональностей внутри:
v использование человеком слова «мы» в собирательном смысле или слов «он» или «она» при явном обращении к себе;
v свидетельства людей, на слова которых можно положиться, что они замечали перемены в поведении данного человека, замечали, как он или она называли себя разными именами или обращались к себе в третьем лице;
v резкие изменения в одежде, голосе или речи, использование другой руки как ведущей либо во время одной встречи, либо или от встречи к встрече;
v различные реакции на одни и те же лекарства в разное время;
v свидетельства о нахождении записей, рисунков или чего-то другого среди своих личных вещей, чего человек не узнает;
v впадание в спонтанные трансовые состояния, что можно иногда определить по вращению глаз (хотя мультиплет может пытаться скрыть эти знаки, закрыв свое лицо);
v подверженность гипнозу.
Что касается гипноза, специалисты очень сдержанны и осторожны в его применении. Но одновременно с тем утверждают, что преимущества использования гипноза для диагностики и лечения ЗМП неоспоримы.
Также специалисты считают, что неправильно поставленный положительный диагноз ЗМП в конечном счете менее вреден для пациента, чем ложный отрицательный диагноз. В последнем случае будут потеряны годы на бесполезное лечение, которое только ухудшит положение дел.
Приложение III. Ограничения и новые мысли
Оценки
Ограничивающие убеждения
О. У. Я предпочитаю, чтобы со мной происходило только хорошее, и избегаю всего плохого.
О. У. Надо бороться со злом и искоренять его всеми силами. Так говорят все, и я согласен/согласна с этим.
О. У. В этом мире мне причиняют одно только зло.
О. У. В этом мире процветают только отъявленные негодяи.
О. У. Я не хочу видеть неприглядные стороны жизни.
О. У. В мире царит несправедливость.
О. У. Мне хорошо, когда моим врагам плохо.
Ваше ограничение _____________________________________________________________________________
Новые мысли
О. У. Я предпочитаю, чтобы со мной происходило только хорошее, и избегаю всего плохого.
Н. М. Предпочитая что-то и избегая чего-то, я трачу массу сил. Раз Внешнее Равно Внутреннему, значит, я сам/сама творю все, что со мной происходит, значит, мне это надо пройти, чтобы чему-то научиться, Я доверяю себе и процессу жизни.
О. У. Надо бороться со злом и искоренять его всеми силами. Так говорят все, и я согласен/согласна с этим.
Н. М. Прежде чем с чем-то бороться и что-то искоренять, я каждый раз спрашиваю свое сердце.
О. У. В этом мире мне причиняют одно только зло.
Н. М. Если причиняют зло, значит, несут и добро. Все вместе это и есть жизнь.
О. У. В этом мире процветают только отъявленные негодяи.
Н. М. Пока не все законы этого мира мне известны и не все скрытое я могу увидеть. Я подожду судить этих людей.
О. У. Я не хочу видеть неприглядные стороны жизни.
Н. М. Все, что есть в этом мире, законченно и совершенно, все имеет свой смысл. Я стараюсь понять, какой смысл несут в себе так называемые неприглядные вещи.
О. У. В мире царит несправедливость.
Н. М. Если есть несправедливость, значит, должна существовать и справедливость. Я позволяю уйти всем своим обидам. Я перестаю требовать от людей невозможного — обходиться со мной только хорошо. Я принимаю то, что есть, наслаждаясь каждым моментом жизни.
О. У. Мне хорошо, когда моим врагам плохо.
Н. М. Я часть этого мира и связан/связана с каждым человеком на этой планете. Когда кому-то хорошо, это передается и мне. Когда кому-то плохо, плохо и мне. Я желаю счастья и процветания всем людям, в том числе и моим врагам.
Ваша новая мысль _____________________________________________________________________________
Определения
Ограничивающие убеждения
О. У. Мой ум сам, без моей воли, определяет то, что находится перед ним.
О. У. Мои мысли постоянно скачут с предмета на предмет.
О. У. Мне никогда не успокоить свой ум, в нем всегда множество мыслей.
О. У. Как же я буду иметь дело с чем-то, если не определю/не назову для себя, что это за вещь?
Ваше ограничение _____________________________________________________________________________
Новые мысли
О. У. Мой ум сам, без моей воли, определяет то, что находится перед ним.
Н. М. Определяя что-то, я теряю понимание и контакт с этой вещью. Все в этом мире меняется, все непостоянно. Имея дело с какой-то вещью или людьми, я веду себя так, будто встречаюсь с ними в первый раз.
О. У. Мои мысли постоянно скачут с предмета на предмет.
Н. М. Я стараюсь иметь дело только с тем, что мне интересно.
Н. М. Прыгая с предмета на предмет, я лишь теряю время в поисках неизвестно чего. Теперь я имею дело только с тем, что в данный момент находится передо мной, до тех пор пока сам/сама не решу, что пора переключиться на другой предмет.
Н. М. Чтобы обуздать ум, я регулярно занимаюсь концентрацией и медитацией.
О. У. Мне никогда не успокоить свой ум, в нем всегда множество мыслей.
Н. М. Ум расслабляется тогда, когда я меняю род занятий.
О. У. Как же я буду иметь дело с чем-то, если не определю/не назову для себя, что это за вещь?
Н. М. Это дает мне свежий взгляд на вещи. Я доверяю себе в своих действиях.
Ваша новая мысль _____________________________________________________________________________
Привязанности
Ограничивающие убеждения
О. У. Я вообще не могу определить, привязываюсь я или нет.
О. У. Я никак не могу освободиться от своего прошлого. Я все время думаю о нем.
О. У. Я беспокоюсь о своем будущем.
О. У. Ко мне все время пристают какие-то люди/мужчины/женщины.
О. У. Если я начинаю что-то делать/говорить, мне уже не переключиться на другой предмет.
О. У. Меня все время преследуют одни и те же мысли о том, что жизнь проходит/прошла бесполезно и мне уже ничего не успеть в ней. Я отчаялся/отчаялась.
Ваше ограничение _____________________________________________________________________________
Новые мысли
О. У. Я вообще не могу определить, привязываюсь я или нет.
Н. М. Если я живу в этом мире, следовательно, я так или иначе привязываюсь к тому, что происходит внутри и вокруг меня. Я начинаю знакомиться с тем; как я это делаю.
О. У. Я никак не могу освободиться от своего прошлого. Я все время думаю о нем.
Н. М. Я пришел/пришла в этот мир жить, а не бултыхаться в нанесенных мне обидах и ранах, тем более это я и никто иной создал/создала эти ситуации. Я просматриваю свое прошлое, извлекаю из него уроки и отпускаю его с благодарностью.
О. У. Я беспокоюсь о своем будущем.
Н. М. То, что произойдет в моем будущем, порождаю я сам/сама. Чтобы чему-то научиться, мне необходимо пройти через определенные ситуации, и я принимаю эти уроки как данность.
О. У. Ко мне все время пристают какие-то люди/мужчины/женщины.
Н. М. Я живу в мире изобилия, и у меня есть все необходимое для жизни и процветания. Я отпускаю свою нужду в них.
О. У. Если я начинаю что-то делать/говорить, мне уже не переключиться на другой предмет.
Н. М. Я создаю мыслеформу, отвечающую за переключение на другие предметы. Я расслаблен/расслаблена.
О. У. Меня все время преследуют одни и те же мысли о том, что жизнь проходит/прошла бесполезно и мне уже ничего не успеть в ней. Я отчаялся/отчаялась.
Н. М. Мое будущее закрыто от меня, и никто не знает, что меня ждет впереди. Если я буду предаваться отчаянию, я уничтожу себя, и тогда мне действительно некуда будет успевать. Сейчас я занимаюсь только тем, что мне нравится.
Ваша новая мысль_____________________________________________________________________________
Сила
Ограничивающие убеждения
О. У. Мне в одиночку не решить свои проблемы.
О. У. Чтобы продвигаться вперед, нужен Учитель.
О. У. Мне хочется иметь третий глаз, чтобы решать свои проблемы.
О. У. Мне хочется иметь паранормальные силы. Это так здорово.
О. У. У меня ничего не получается в жизни.
О. У. Этот мир ополчился на меня, он меня раздавит.
О. У. У меня не хватит сил, чтобы справиться с ситуацией.
О. У. Я предпочитаю, чтобы делали за меня.
Ваше ограничение_____________________________________________________________________________
Новые мысли
О. У. Мне в одиночку не решить свои проблемы.
Н. М. Главное — не развивать в себе зависимость. Я пробую решать проблемы по мере своих возможностей и, если не получается, прошу помощи.
О. У. Чтобы продвигаться вперед, нужен Учитель.
Н. М. Ситуации — мои главные учителя.
Н. М. Когда ученик готов, приходит Учитель.
О. У. Мне хочется иметь третий глаз, чтобы решать свои проблемы.
Н. М. Он у меня и так есть и работает ровно настолько, насколько мне надо на данный момент.
О. У. Мне хочется иметь паранормальные силы. Это так здорово.
Н. М. Силы проявляются по мере моего развития. Когда придут, тогда придут. Сейчас я решаю задачи, которые встают перед мной в жизни.
О. У. У меня ничего не получается в жизни.
Н. М. Я пробую еще и еще раз, извлекаю уроки из ошибок и пробую вновь. Рано или поздно получится, и это будет моя победа. Я даю себе время.
О. У. Этот мир ополчился на меня, он меня раздавит.
Н. М. Этот мир — продолжение меня, а я себя никак не смогу раздавить. Я расслабляюсь, изучаю ситуацию и решаю ее.
О. У. У меня не хватит сил, чтобы справиться с ситуацией.
Н. М. Я сам/сама порождаю свои ситуации, следовательно, мне известно их решение, и я уже набрал/набрала достаточно сил, чтобы справиться с ними.
О. У. Я предпочитаю, чтобы делали за меня.
Н. М. Каждый раз, когда кто-то делает мою работу за меня, я отдаю свои силы. Поэтому теперь я все стараюсь делать сам/сама.
Ваша новая мысль_____________________________________________________________________________
Здесь и сейчас
Ограничивающие убеждения
О. У. Мне никак не сосредоточиться на том, что я делаю. Я все время куда-то улетаю.
О. У. Это так трудно и нудно за всем следить, все отслеживать.
О. У. Этому никогда не научиться.
О. У. Этому можно научиться только с Учителем.
О. У. Меня все время обманывают.
О. У. Мне так хочется расслабиться, но я не могу, надо следить, чтобы меня не подвели.
О. У. Я не знаю, что такое быть здесь и сейчас.
Ваше ограничение _____________________________________________________________________________
Новые мысли
О. У. Мне никак не сосредоточиться на том, что я делаю. Я все время куда-то улетаю.
Н. М. От этого зависит мой успех в жизни. Я расслабляюсь и позволяю себе собраться в единое целое.
О. У. Это так трудно и нудно за всем следить, все отслеживать.
Н. М. Сначала трудно, потом легко.
О. У. Этому никогда не научиться.
Н. М. Если я хочу жить легко и интересно — научусь.
О. У. Этому можно научиться только с Учителем.
Н. М. Не боги горшки обжигают. Я делаю, и у меня получается.
О. У. Меня все время обманывают.
Н. М. Имея дело с людьми, я присутствую при том, что происходит, внимательно следя за языком тела глазами и словами, которые мне говорят.
О. У. Мне так хочется расслабиться, но я не могу, надо следить, чтобы меня не подвели.
Н. М. Только расслабление дает истинный контроль за ситуацией. Я учусь доверять людям и принимать их индивидуальность.
О. У. Я не знаю, что такое быть здесь и сейчас.
Н. М. Я всегда присутствую при том, что делаю.
Ваша новая мысль_____________________________________________________________________________
Эго
Ограничивающие убеждения
О. У. Мое «я» — это нечто твердое и незыблемое.
О. У. Я боюсь, что, уничтожив «я», уничтожусь я сам/сама как личность.
О. У. Я потеряю свою индивидуальность, работая с «я» — эго.
О. У. Я не буду чувствовать, не смогу любить.
О. У. Все должно стоять на своих местах, у всего должно быть свое название, все должно быть стабильно.
О. У. Это же глупо — распахнуть душу. В нее тут же наплюют.
О. У. Существую я, и существуют другие. Это же видно невооруженным глазом.
О. У. Мне обязательно надо быть первым/первой.
Ваше ограничение _____________________________________________________________________________
Новые мысли
О. У. Мое «я» — это нечто твердое и незыблемое.
Н. М. Твердость и незыблемость «я» — это игра моего ума. Это совокупность самых разных элементов и, стало быть, условное понятие, всего лишь название. Оно условно и непостоянно. Я начинаю исследовать этот вопрос.
О. У. Я боюсь, что, уничтожив «я», уничтожусь я сам/сама как личность.
Н. М. Это другое состояние бытия, где часть и целое едины, при этом часть продолжает существовать.
О. У. Я потеряю свою индивидуальность, работая с «я» — эго.
Н. М. Моя индивидуальность от этого станет только ярче.
О. У. Я не буду чувствовать, не смогу любить.
Н. М. Мои чувства от этого только утончатся. Жизнь приобретет новые измерения.
О. У. Все должно стоять на своих местах, у всего должно быть свое название, все должно быть стабильно.
Н. М. Даже самые высокие горы передвигаются и изменяются. Изменения — это характеристика нашего мира. Я следую этому закону.
О. У. Это же глупо — распахнуть душу. В нее тут же наплюют.
Н. М. Отделять плохое от хорошего значит попадать в ловушку дуального мышления. Плохое всегда следует рядом с хорошим. Я расслабляюсь и принимаю все происходящее с собой как естественные, порожденные мной же процессы.
О. У. Существую я, и существуют другие. Это же видно невооруженным глазом.
Н. М. Это потому, что я разделяю — это тоже видно невооруженным глазом. Теперь я учусь объединять себя с людьми и миром. Я осознаю, вижу, слышу, осязаю, обоняю, чувствую на вкус свое единство с людьми и миром.
О. У. Мне обязательно надо быть первым/первой.
Н. М. Я опять определяю и разделяю. Я опять в плену у дуального мышления. Главное — найти свое место и следовать Пути, а не быть первым или последним. Я всегда следую своему сердцу.
Ваша новая мысль_____________________________________________________________________________
Сравнение
Ограничивающие убеждения
О. У. Но ведь он/она действительно хуже меня.
О. У. Я привык/привыкла сравнивать и не знаю, как остановить этот процесс.
О. У. Он/она лучше меня. Я недостоин/недостойна их.
О. У. У меня много врагов.
О. У. Это — грязь. Я не люблю этого.
О. У. Это — страна дураков.
О. У. Эти люди недостойны меня.
Ваше ограничение _____________________________________________________________________________
Новые мысли
О. У. Но ведь он/она действительно хуже меня.
Н. М. Он/она хуже меня в одном, но лучше в другом. У каждого человека одни стороны развиты лучше, другие — хуже, и я не исключение. В этом мы все равны. Я учусь видеть людей целиком.
О. У. Я привык/привыкла сравнивать» и не знаю, как остановить этот процесс.
Н. М. Каждый предмет, каждый человек обладает одному ему присущими уникальными чертами. Я учусь видеть это многообразие мира и людей, и сравнение отпадает само.
О. У. Он/она лучше меня. Я недостоин/недостойна их.
Н. М. В этом мире нет ничего лишнего. Я тоже занимаю особенное место в этом мире. Раз я здесь, значит, я зачем-то нужен/нужна, поэтому вопрос о недостойности отпадает сам собой.
О. У. У меня много врагов.
Н. М. Я научился/научилась устанавливать полюса и двигаться вперед за счет разделения и борьбы, теперь пришел черед учиться продвигаться за счет единства и любви.
О. У. Это — грязь. Я не люблю этого.
Н. М. Из грязи растут лотосы. Прекрасное становится прекрасным за счет существования низменного. Я принимаю и то и. то другое как равноценные половины этого мира.
О. У. Это — страна дураков.
Н. М. Расти за счет такого сравнения — величайшая глупость, потому что я живу в этой стране, следовательно, я сам/сама превращаюсь в дурака/дуру. Отныне, чтобы расти за счет сравнения, я выбираю великих людей прошлого и настоящего.
О. У. Эти люди недостойны меня.
Н. М. Прекрасная позиция для того, чтобы рано или поздно остаться в одиночестве и лишиться любви. Я обнаруживаю в себе малоразвитые стороны, а в окружающих меня людях — достоинства. Так мы встречаемся.
Ваша новая мысль_____________________________________________________________________________
Время
Ограничивающие убеждения
О. У. Я хочу это прямо сейчас. Я хочу все и прямо сейчас.
О. У. У меня есть еще время.
О. У. На это надо много времени.
О. У. Надо поскорее сделать это.
О. У. Я всегда опаздываю.
О. У. Я опаздываю, что мне делать?
Ваше ограничение _____________________________________________________________________________
Новые мысли
О. У. Я хочу это прямо сейчас. Я хочу все и прямо сейчас.
Н. М. Я уверен/уверена в своих силах и могу создать все необходимое тогда, когда это действительно мне необходимо. Мои творческие силы текут легко и свободно.
О. У. У меня есть еще время.
Н. М. Я отпускаю страх неудачи. Любой мой опыт, пусть и неудачный, помогает мне расти и развиваться. Я действую прямо сейчас, не откладывая.
О. У. На это надо много времени.
Н. М. На все надо время. Чем дольше я откладываю, тем меньше сил у меня остается, тем позже это войдет в мою жизнь. Я начинаю действовать.
О. У. Надо поскорее сделать это.
Н. М. Я расслабляюсь и делаю это в том темпе, в котором идет.
О. У. Я всегда опаздываю.
Н. М. Я расслабляюсь и еду не спеша. Эта встреча для меня желанна.
О. У. Я опаздываю, что мне делать?
Н. М. Я расслабляюсь. Я знаю, что приду вовремя.
Ваша новая мысль_____________________________________________________________________________
Я буду делать наоборот
Ограничивающие убеждения
О. У. Уступить? Ни за что! Я буду бороться до конца.
О. У. А что они сделали мне хорошего, чтобы я их полюбил/полюбила?
О. У. Что мне его/ее/их слушать, если он/она/они талдычат изо дня в день одно и то же.
О. У. Если буду делать, как мне велят, я потеряю себя и свою индивидуальность.
О. У. Если от меня чего-то ждут, если меня давят/обязывают, я буду делать наоборот.
О. У. Если я чего-то жду от себя, я сделаю наоборот.
О. У. Я только силой могу добиться своего.
О. У. Пусть попробует не подчиниться моему приказу.
Ваше ограничение_____________________________________________________________________________
Новые мысли
О. У. Уступить? Ни за что! Я буду бороться до конца.
Н. М. Только борьба иссушает, истощает мои силы и меняет мой характер не в лучшую сторону.
О. У. А что они сделали мне хорошего, чтобы я их полюбил/полюбила?
Н. М. Я отделился/отделилась и поэтому не вижу и не слышу, что мне говорят хорошего. Я расслабляюсь. Я открываюсь и делаю шаг навстречу, чтобы увидеть и услышать.
О. У. Что мне его/ее/их слушать, если он/она/они талдычат изо дня в день одно и то же.
Н. М. В любой вещи, которую мне говорят, есть нечто полезное для меня. Я слышу это.
О. У. Если буду делать, как мне велят, я потеряю себя и свою индивидуальность.
Н. М. Каждый раз моя индивидуальность обогащается новым опытом, новым взглядом на мир.
О. У. Если от меня чего-то ждут, если меня давят/обязывают, я буду делать наоборот.
Н. М. Раз Внешнее Равно Внутреннему, значит, возможно, мне самому/самой надо, чтобы я сделал/сделала это. Я делаю то, чего от меня ждут, и смотрю, действительно ли это так. Я открыт/открыта.
О. У. Если я чего-то жду от себя, я сделаю наоборот.
Н. М. Человек состоит из двух половин — положительной и отрицательной. Если я поступаю вопреки своей положительной половине, я подпитываю негативную сторону, и наоборот. Я принимаю себя таким/такой как есть, тогда я вижу обе свои половины. Я направляю свои действия на развитие положительных качеств.
О. У. Я только силой могу добиться своего.
Н. М. Я обладаю великолепным качеством — умением бороться. Теперь я учусь справляться с задачами с помощью любви. Я готов/готова и намерен/намерена это сделать. У меня бездна терпения. Я расслабляюсь.
О. У. Пусть попробует не подчиниться моему приказу.
Н. М. Когда люди поступают по-своему, это учит меня понимать и принимать людей такими, какие они есть. Это учит меня понимать и принимать их нужды. Это учит меня видеть сопротивление внутри себя и убирать его. Я расслабляюсь.
Ваша новая мысль_____________________________________________________________________________
Свобода воли/свобода выбора
Ограничивающие убеждения
О. У. Если я дам себе волю, я такого натворю!
О. У. Я боюсь себя.
О. У. Если я дам ему/ей/им волю, он/она/они такого натворят!
О. У. Я боюсь ее/его/их.
О. У. Будет всегда по-моему.
Ваше ограничение _____________________________________________________________________________
Новые мысли
О. У. Если я дам себе волю, я такого натворю!
Н. М. Мне надо познакомиться с собой. Я постепенно отпускаю себя, даю себе действовать, но так, чтобы при этом не пострадали люди и окружающий мир. Я всегда присутствую при том, что делаю.
О. У. Я боюсь себя.
Н. М. Что бы я в себе ни обнаружил/обнаружила, это все равно я. Я принимаю себя, развиваю в себе высшие качества любви, сострадания к людям и миру.
О. У. Если я дам ему/ей/им волю, он/она/они такого натворят!
Н. М. Мне надоело всех и вся контролировать. Мне надоело самому/самой быть в рабстве, вечно следя за другими. Я имею право на свободу, люди также имеют это право. Я расслабляюсь. Я учусь доверять себе и людям.
О. У. Я боюсь ее/его/их.
Н. М. Мне необходимо набраться жизненного опыта, опыта общения с людьми. Я делаю это, а время сделает все остальное.
О. У. Будет всегда по-моему.
Н. М. Я выхожу из своей скорлупы. Теперь мне хочется посмотреть, как люди сами решают задачи, познакомиться с их взглядом на мир.
Ваша новая мысль_____________________________________________________________________________
Собственность
Ограничивающие убеждения
О. У. Я не понимаю, как жить без собственности.
О. У. Деньги, машина, квартира, дача — это самое главное в жизни, я чувствую себя реализованным/реали-зованной.
О. У. У меня дома/в гараже/на даче много всяких нужных вещей. Все они рано или поздно пригодятся.
О. У. Мне жалко выкидывать старые вещи.
О. У. У нас должно быть все как у людей.
О. У. Я не верю, что у меня будет то, что мне нужно.
О. У. Как может вселенная быть милостивой и изобильной, если моя семья бедствует?
Ваше ограничение_____________________________________________________________________________
Новые мысли
О. У. Я не понимаю, как жить без собственности.
Н. М. Речь идет не о том, чтобы жить без собственности, а о том, чтобы не привязываться к ней. Вещи легко приходят и уходят. У меня всегда есть все, что мне нужно.
О. У. Деньги, машина, квартира, дача — это самое главное в жизни, я чувствую себя реализованным/реали-зованной.
Н. М. Все это побочный результат моего развития, а не цель. Если чего-то у меня нет, значит, на данный момент это мне не нужно.
О. У. У меня дома/в гараже/на даче много всяких нужных вещей. Все они рано или поздно пригодятся.
Н. М. Всякие «нужные» вещи захламляют мой ум и жизненное пространство. Прошло много лет, а почти ни одна из них мне не пригодилась. Я безжалостно освобождаюсь от них. Наконец-то свобода!
О. У. Мне жалко выкидывать старые вещи.
Н. М. Я освобождаю пространство для жизни. Мне легко и свободно.
О. У. У нас должно быть все как у людей.
Н. М. У нас должно быть все, как у нас.
О. У. Я не верю, что у меня будет то, что мне нужно.
Н. М. Это не вопрос веры или неверия. Это вопрос работы моего ума. Если мой ум работает, значит, это рано или поздно появится.
О. У. Как может вселенная быть милостивой и изобильной, если моя семья бедствует?
Н. М. Раз другие люди процветают в этой жизни, следовательно, вселенная милостива и изобильна. Я тоже делаю шаг ей навстречу. Я отпускаю свои обиды и открываюсь. В моей жизни любовь и радость.
Ваша новая мысль_____________________________________________________________________________
Желания
Ограничивающие убеждения
О. У. О, у меня много желаний.
О. У. У меня есть желания, но все они неосуществимы.
О. У. Я не могу освободиться от желаний.
О У. Я не знаю, что хочу.
О. У. Мне не отпустить своих желаний.
О. У. Люди/близкие не понимают и не принимают моих желаний.
О У. Мне на все наплевать, лишь бы мое желание было удовлетворено.
О; У. Какое людям дело до меня и моих желаний?
Ваше ограничение _____________________________________________________________________________
Новые мысли
О. У. О, у меня много желаний.
Н. М. Я вижу и осознаю, какую роль они играют в моей жизни.
О. У. У меня есть желания, но все они неосуществимы.
Н. М. Это показывает, что внутри меня есть сопротивление их осуществлению. Я нахожу это сопротивление.
О. У. Я не могу освободиться от желаний.
Н. М. Лучший способ уничтожить желание — это удовлетворить его или не привязываться к нему. Удовлетворяя, я отпускаю его.
О. У. Я не знаю, что хочу.
Н. М. Это означает, что разные части моего «я» хотят разного. Я принимаю их желания как свои собственные и удовлетворяю их. Если желания противоречат друг другу, я нахожу компромисс.
О. У. Мне не отпустить своих желаний.
Н. М. Я учусь расслаблению и непривязанности.
О. У. Люди/близкие не понимают и не принимают моих желаний.
Н. М. Я иду своим путем в этом мире.
О. У. Мне на все наплевать, лишь бы мое желание было удовлетворено.
Н. М. Такая позиция показывает, что я замкнулся/замкнулась и существую сам/сама в себе. Это путь разделения и борьбы. Я начинаю учиться любви и состраданию. Я учусь понимать и принимать людей.
О. У. Какое людям дело до меня и моих желаний?
Н. М. Я вижу, что замкнулся/замкнулась в горечи, безнадежности и одиночестве. Я принимаю прошлое как необходимые мне уроки. Я отпускаю горечь и обиды. Я люблю жизнь.
Ваша новая мысль_____________________________________________________________________________
Быть собой
Ограничивающие убеждения
О. У. У меня часто тяжелые, безрадостные мысли.
О. У. Я не вижу, что связан/связана с миром.
О. У. Я злопамятный/завистливый/ревнивый человек.
О. У. Я всегда запоминаю обиды и мщу за нанесенное мне оскорбление.
О. У. Я не могу не думать негативно, тем более когда поступают плохо.
О. У. Я не могу смотреть на свои плохие стороны.
О. У. Быть собой так трудно.
Ваше ограничение_____________________________________________________________________________
Новые мысли
О. У. У меня часто тяжелые, безрадостные мысли.
Н. М. Я учусь расслабляться. Я учусь в каждом мгновении, в каждой окружающей меня вещи видеть любовь и радость. Я скидываю груз со своих плеч, который навесил/навесила на себя своими мыслями, и иду легко по жизни.
О. У. Я не вижу, что связан/связана с миром.
Н. М. Я даю себе время убедиться в этом. Я внимательно наблюдаю за тем, что происходит вокруг.
О. У. Я злопамятный/завистливый/ревнивый человек.
Н. М. Это никоим образом не помогает мне жить и решать проблемы, это даже ухудшает мою жизнь, потому что подобное притягивает подобное. Я выбираю легкие и радостные мысли. Я всегда радуюсь успехам других. Я всегда радуюсь за них и желаю им счастья.
О. У. Я всегда запоминаю обиды и мщу за нанесенное мне оскорбление.
Н. М. Поступая таким образом, я только увеличиваю зло в мире. Кроме того, моя карма также ухудшается. Я учусь понимать и прощать.
О. У. Я не могу не думать негативно, тем более когда поступают плохо.
Н. М. Если я и дальше буду думать таким образом, человек только утвердится в своем мнении о себе и продолжит делать то же самое. Даже видя негативные стороны и поступки людей, я прощаю их и думаю о них позитивно.
О. У. Я не могу смотреть на свои плохие стороны.
Н. М. Не рассмотрев рану внимательно, правильно ее не излечишь. Я принимаю себя.
О. У. Быть собой так трудно.
Н. М. Трудно удерживать свои блоки и страхи в подсознании, трудно поддерживать системы защиты — нападения и маски в рабочем состоянии. А собой быть легко.
Ваша новая мысль_____________________________________________________________________________
Целостное видение
Ограничивающие убеждения
О. У. Я вижу в людях только хорошее/плохое.
О. У. Мне не поделиться сокровенным. Меня либо отвергнут, либо это используют против меня.
О. У. Я вижу людей насквозь.
Ваше ограничение_____________________________________________________________________________
Новые мысли
О. У. Я вижу в людях только хорошее/плохое.
Н. М. В людях есть и то, и другое, и третье, и десятое. Я начинаю открывать для себя людей.
О. У. Мне не поделиться сокровенным. Меня либо отвергнут, либо это используют против меня.
Н. М. Я общаюсь с той частью человека, которая принимает меня и которой можно доверять.
О. У. Я вижу людей насквозь.
Н. М. Всегда есть что-то, чего я не вижу. Я всегда сохраняю внимательность и бдительность.
Ваша новая мысль_____________________________________________________________________________
обращений к странице:13183