Главная
Блоги
  Войти
Регистрация
 
Психологическая литература > Великий последний шанс

Великий последний шанс

Автор:lib.ru
Добавлено : 08.11.2007 11:03:00


Содержание
СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ИНСТИНКТ         [версия для печати]

1. Есть в океане некоторые некрупные стайные рыбы, которые при нападении хищников реагируют, по мнению ученых, неадекватно. Им бы разбежаться, чтоб ловить трудней было! А они, наоборот, сбиваются в подобие довольно плотной сферы. Жри себе, акула или тунец, с удобством в куче пищи. Странно… Глупее тараканов, что ли?..

(«Системообразующий инстинкт» — один из базовых социолоГИЧЕСКИХ терминов философии энергоэволюционизма. Но сейчас мы не философствуем, а определяем среди миражей реальный маяк!)

Биологи, те, которые ихтиологи, полагают, что рыбы поступают все же правильно: у хищника разбегаются глаза, и он дезориентирован мельканием массы трудноуловимой добычи под носом — т.е. ему труднее охотиться в куче добычи, чем гоняться за каждой поодиночке. Мол, суньте руку в аквариум и попробуйте сами. Серьезно!

Ученые придерживаются нехитрой точки зрения, что все реакции живого существа прямо, или линейно, детерминированы. То есть вызваны конкретными причинами. То есть: собака хочет жрать — и бежит искать пищу. А вот если кормить собаку регулярно и досыта, а она все равно бегает, имитируя поиск пищи — это их озадачивает и наводит на размышления.

Ученым труднее понять, как это ни странно, что реакции бывают косвенные, опосредованные, ступенчатые, разноэтажные. Есть инстинкт насыщения при голоде. Для его удовлетворения нужны мышцы и легкие, чтоб бегать за добычей. Мышцы и легкие должны работать, чтоб не атрофироваться. Инстинкт — «бегать и искать добычу» — встраивается в собаку полуавтономно: хочет жрать — бегает, и получает жратву прямо в пасть без труда — но все равно бегает. Выполняет свою норму по беганью и исканию пищи, выполняет физиологическую программу организма. Служебный инстинкт «бегать‑искать» не связан жестко с базовым «жрать», он обеспечивающий, и природа позаботилась, чтобы собаке был потребен сам процесс поиска пищи!

То есть: инстинкт — это не что‑то простое, однородное и однозначное типа «бьют — бега». Инстинкты — они слоеные, плетеные, поэтажной конструкции.

От собачек ныряем обратно к рыбкам. В любом действии рыбок ихтиолог хочет видеть прямую целесообразность. А уж в реакции на угрозу жизни — и подавно должна быть целесообразность, иначе не выжили бы рыбки, если б неадекватно реагировали на угрозу! А тут: жрать их после их действий только легче — а они все равно сбиваются в кучу! Вот и надо объяснить, что не легче хищнику стало, а тяжелей! Задача для ведомства Геббельса…

Ответ здесь на двух уровнях. Первый — уровень прямой целесообразности. Умный прячет лист в лесу, а рыбу — в стае. Каждая спасает исключительно себя, прикрываясь другими в их огромном числе. С математической точки зрения — это оптимальное действие для снижения вероятности погибнуть до минимальной, приемлемой. И хоть рыбьи особи очень слабо дифференцированы внутри вида, но кто быстрей и ловчей держится в середине кучи, оставляя между собой и хищником как можно больше других рыбок — тот выживает и дает потомство вероятнее. Естественный отбор в действии, а потомство каждой очень многочисленно.

Это — дифференцированный уровень видового инстинкта. Но есть еще недифференцированный уровень. Общий.

А на этом общем уровне каждая рыбка сама по себе — ничто, а природу интересует только стая целиком. В стае можно найти полового партнера и дать потомство, в стае можно при потере партнера найти другого, в стае можно мигрировать по маршрутам обычного кормления и размножения, стая хранит и передает генофонд независимо от гибели любой особи, беззащитной и маленькой, в стае происходит обмен информацией. Стая — это системная организация вот такой безмозглой рыбьей мелочи.

И на опасность эта стая, система, куча, — реагирует всегда одинаково: она сжимается! Угроза жизни? — уплотниться, сжать ряды, повысить концентрацию энергии системы! Вроде: мы сжались плотнее — мы вместе — вместе нам легче выживать, чем более мы вместе, тем вернее противостоим угрозе и опасности — чем плотней мы собрались, тем более един наш общий организм, который и позволяет выживать нам вместе и каждой — только сплотившись вместе, мы можем преодолеть все и жить дальше.

А хищник удобно жрет. И может сожрать и всю стаю, благо она не разбегается. Но в конечном итоге, на круг и в общем, реакция себя оправдывает!

Это называется недифференцированный инстинкт самосохранения. Мы его так назовем.

Такой рыбий рой при появлении тунца или акулы действует глупо! Но эта глупость — продолжение того «ума», который в общем позволяет виду выживать — в бурях, в течениях, во мгле, в зарослях и рифах, среди туч и полчищ прочих обитателей глубин — не теряясь в бескрайних просторах поодиночке и сохраняя сообщество.

2. Итак, в этом зоопарке мы живем. И говорили о судьбе народа, который жрут акулы мирового бизнеса и щуки собственных рек. Заметьте, стая сокращается и частично уже разбежалась.

Все народы собираются в стаи. Но с разным успехом.

Было время — все успехи и провалы народов объясняли национальными и расовыми качествами. И все народы считались неравны, хотя большинство приличных считали каждый себя лучше других.

Потом наступило другое время. Определили, что все люди одинаковы и равно способны к любым занятиям и любому цивилизованному образу жизни. А разница народов — только из‑за исторических условий.

И, ознакомившись с этими политкорректными выкладками, можете сходить на огород и освидетельствовать растение хрен.

Вот вам маленькая Европа, и все в ней сходное, и фазы цивилизации сходные, и вот четыре народа: немцы, итальянцы, поляки и румыны. И у них категорически разный уровень порядка, бардака, коррупции, управляемости государства и так далее.

И не в том даже дело, что национальные характеры разные. Они как‑то по‑разному организуют свое общежитие.

3. Людей тянет до кучи. Есть потребность в общении. Даже если не надо решать никакой общей задачи — поселок в тайге ставить, на мамонта хором охотиться, собираться для взаимного облегчения труда — а все равно: поговорить, рассказать‑послушать, перед кем‑то повыпендриваться. Один любит посмешить, другой — покомандовать, третий — поучить. Скучно без людей, одиноко, что за жизнь и чего в ней добиваться тогда.

Психологическая потребность в группе. Имеет в основе бескорыстный, рефлекторный характер. Ничего человеку не надо — а хочет «роскоши человеческого общения».

Но. Человек — существо в принципе групповое. Без группы он бы в природе не выжил, и уж подавно не поднялся. Без группы нет и языка — нет потребности в нем.

Инстинкт выживания, присущий любому существу, имеет в человеке и такой аспект (струю, этаж), как групповой инстинкт. Чья группа крепче, где упорней защищают каждого, где храбрее защищают свою территорию и неотразимей захватывают чужую, где больше заботятся о благе команды в целом — те выживают вероятнее.

Группа — это система. Система — это собрание элементов, имеющее более сложную структуру, более высокий уровень энергетики вследствие этого структурирования, обладающее новыми качествами, чего не было у составляющих ее элементов и их простой совокупности.

Простейший пример человеческой системы — армия. Строй. Фаланга Она категорически не равна толпе воинов той же численности и с тем же вооружением — она их сметет и перебьет! Структура сомкнутого строя, единообразия щитов первой шеренги, подобранных с шагом длины копий, торчащих вперед стеной, и слитного движения в ногу — многократно увеличивает силу фаланга, где сила есть способность совершать действие и преодолевать сопротивление.

Характерно, что развитие военного дела и общегосударственного устройства всегда шли параллельно.

Люди сбиваются до кучи, думая, что это они просто так. Или думая, что это они по своему разумению стараются лучше устроить совместно свою жизнь. Но в самой основе и глубине — групповой инстинкт выживания и заставляет их сбиваться в систему.

4. Интеллектуальная и трудовая энергичность отдельных людей еще не гарантирует им создание прочного и процветающего государства. Вот к чему мы ведем. Этих качеств недостаточно.

Римляне не были гениями мысли и труда. Но создать условия мыслить и заставить трудиться они смогли. Весь досягаемый мир организовали в свое государство. Суперсистема.

Греки создали культуру и цивилизацию Средиземноморья на небывалом, эталонном уровне. А их полисы вечно ругались и воевали между собой — цивилизация самоистощилась и легла под порожденный ею же Рим.

Люди многих провинциальных народов, попадая в Рим начала эры, возвышались и преуспевали очень часто. Но — в Римском государстве, влившись. Их народы создать свои подобные государства не сумели. О да, по разным причинам. Но факт.

Мы часто говорим о национальных характерах. Отмечаем экспансивность, порывистость, темперамент и некий анархизм латиноамериканских народов. Трудно представить латиноамериканца нешумным, терпеливым, законопослушным, трудолюбиво‑бережливым и дисщтлинированно‑скромным.

А теперь полюбуйтесь на латиноамериканские государства. Все они когда‑то списали свои конституции с американской. А результат? Диктатуры, коррупции, бунты, долги, перевороты, банановые республики.

Они глупее других? Да с чего бы. У них нет возможностей для просвещения? Сколько влезет. Суровая природа? Нам бы такую. Войны? Ну, порезать друг друга они любили, крови там были пролиты моря. За что? Нам с другого материка сразу и не разобраться. Люди всегда найдут повод для резни.

Эти потомки испанцев, индейцев и африканцев дали смесь, где очень легко с коррупцией, но очень плохо с приличным государством. Как они танцуют! Как они играют на гитарах! Как они эротичны и жизнерадостны!

А для создания мощной государственной системы требуется известная сдержанность, самоограничение, умение ценить общее выше личного, способность суммировать усилия свои и массы других людей и вверять управление лидерам.

Требуется комплекс не отчаянного единоборца, но воина фаланговой шеренги, удовлетворенного непобедимостью своего строя.

5. То есть — нужно умение играть в команде? Жить общиной?

О, нет. Больше. Гораздо больше. Нужна высокая энергетика. И отвечающий за себя индивидуализм. И самоутверждение через подчинение старшему над собой. И осознание и убежденность в справедливости устройства твоего государства и его действий. И жажда коллективного лидерства — и уверенность в его возможности. И патриотизм. И многое еще. И в известных (а на самом деле неизвестных, в меняющихся применительно к конкретным историческим ситуациям) пропорциях.

Мировоззрение командного лидерства, где один за всех и все за одного.

Жить вообще, жить государством, жить справедливо, жить полно и счастливо, быть первым среди равных и равным среди первых, поступать во благо себе и во благо всему сообществу, отвечать за все и защищать всех и быть защищаемым всеми — и все это одно, это воедино. Вот что я называю системообразующим инстинктом.

Следовать ему должно быть для «человека государственного» так же естественно, как стайной рыбе держаться своего роя, уплотняя его при опасности.

Все перечисленные — аспекты одного и того же подсознательного, инстинктивного стремления выжить группой.

6. Есть народы музыкальные. Народы воинственные. Народы трудолюбивые. Народы философствующие. Им всем свойственны все черты, но какие‑то развиты в общем более, чем у других.

Есть народы более скатные к крепкой государственности, и менее склонные. Люди «менее государственных» народов как индивидуальности ни в чем не уступают «более государственным». Вот только равной по эффективности и удобствам государственности у них не получается. А поодиночке в чужую вписываются вполне.

Это генетика. Это тысячелетняя селекция и естественный отбор. Это пришельцы и завоеватели. Победы и поражения. Ландшафт и климат. Влияние подчинения и пове‑левания. Численность и территория. Экономика и военная мощь. Питание и политический строй. Религия и культурные традиции.

Огромное множество условий и комбинаций формирует и сохраняет то, что и является системообразующим инстинктом народа во всех его нюансах.

7. Подобно тому, как человек самоутверждается через индивидуальные поступки и работает над собой, крепя волю и тело и развивая ум для больших достижений, — так народ, руководимый коллективным системообразующим инстинктом, создает крепкую государственность и развивает ее, потому что только через крепкое государство народ может достигнуть вершин и занять достойное место среди прочих.

Чем прочнее и могущественнее государство — тем больше в этом мире, как член этого государства и в его составе, может совершить отдельный человек.

Системообразующий инстинкт — форма стремления человека к максимальным действиям.

8. Ну так вот у русских системообразующий инстинкт не самый сильный. Мы же себя с кем равняем? С лучшими, естественно. С англичанами, немцами, французами и прочими американцами. То есть с народами романо‑германской традиции, романо‑германской цивилизации. С индусами или зулусами мы не меримся — мы числим себя Европой.

Не мы одни убиваемся: мы же умные! и способные! и все можем! почему же государство у нас получается такое паршивое!

Итальянцы — жутко высокого мнения о себе, и брезгливого о своем государстве. Евреи считают себя просто богоизбранным народом — и в Израиле плюются от глупости и коррумпированности своего крошечного и молодого государства, а ведь только что сами его сделали.

9.

«ЭТА СТРАНА»

Не знаю, кто, кроме русского, может сказать о собственной родине — отчужденно, с безнадежным сарказмом: «Эта страна». Ну ничего не сделать. Не зависит от нас. Не мы управляем. Не по уму организована, не для людей существует. Вроде мать, а вроде и мачеха. Не вольны мы над ней, не властны, будь она неладна.

СМИРЕНИЕ

ПОКОРНОСТЬ

БЕЗНАДЕЖНОСТЬ

ОТЧУЖДЕНИЕ

НЕНАВИСТЬ

Вот такую подсознательно‑ассоциативную цепь веками воспитывала структура власти у русского народа.

И сегодня, по происшествии тысячедвухсотлетнего цикла существования державы и этноса, мы переживаем период критический, рубежный, крайний: то ли выживем, то ли не удержимся — вот он, край и конец!

Сегодня самая энергичная часть русского народа стремительно и беспощадно уничтожает свою страну — предавая, раскрадывая, разваливая. С жестоким вдохновением. С тем умственным убеждением, которым оправдьшает себя безудержная страсть.

СТРАСТЬ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОРАЗРУШЕНИЯ

ЭТНОСУИЦИД

10. Не верите? А взгляните в историю.

10‑А Суровые и собранные германцы мечом и инстинктом создали славянское государство «под себя». 9‑12 века.

10‑Б. В 13 веке на территории Руси соприкоснулись германский Запад и монгольский Восток: покровительство терпимых монголов Русь предпочла жестокости властных германцев — и больше уже никогда не была Европой, несмотря на все усилия и претензии.

10‑В. Жестокий «централизатор» Иван IV подавлял любое инакомыслие и сопротивление, пока понятия «родина» и «власть» не оказались у народа противопоставлены понятиям «свобода», «счастье» и «жизнь».

10‑Г. У Великого Петра сбежали за бугор все загран‑стажеры. Организация государства проводилась не народным сообразованием, но насильственным введением чужеродных иностранных порядков, отторгаемых своим населением. Европеизация ломала национальный хребет железом и кровью.

10‑Д. Екатерина Великая, чистокровная немка, играла, «матушка», на всех народных струнах без исключения — не ломая народ, но используя его качества для укрепления державы. Подавление бунтов, расширение пределов, составление безумных богатств — во всех своих действиях екатерининский век неукоснительно и без резких рывков набирал очки, укрепляя госсистему.

10‑Е. В конце ХIХ века Россия смотрела на Запад с завистью, ревностью, вздохом. Все имела Россия: просторы, ресурсы, талантливых людей в изобилии. А шло все через задницу! Наука, техника, производство, образование — все отставало! (Для успокоения национального самолюбия изобрели «татаро‑монгольское иго». Уж другие страны от чумы повымирали, в Реформацию друг друга повырезали, страшные революции и войны пережили, — и поднялись, и процветали! — а Россия шестьсот лет переживала последствия «ига». Это вроде как после II Мировой вся Европа поднялась — и только мы, хозяйствуя как идиоты, все списывали на прошедшую войну).

10‑Ж. Восстание декабристов есть иллюстрации полной неспособности русского дворянского класса к каким‑либо осмысленным действиям, а равно истеричное нежелание нести ответственность за что‑либо.

10‑3. Неспособность гнилого и презренного слабого царизма выжечь хилое и гнилое же революционное российское движение способно внушить самые низкие чувства и мнения по поводу волевых, умственных и организационных качеств русских как государственного народа.

10‑И. Летом 1917 года революционное пустоболтовство, анархия и безволие среди повального воровства — за неимением корсиканца, нашедшегося в сходной ситуации веком раньше у французов — призвало к диктатуре над собой инородный сброд преимущественно еврейской национальности. В условиях полного государственного развала, не имея реальной опоры ни на какие силы в народе, применяя любую демагогию и подачки врагов страны, кучка евреев с вкраплениями кавказцев и поляков перетряхнула великую империю просто вверх дном. Тупость русских демократов, не понимающих нежелание солдат воевать, нежелание крестьянина кормить помещика, нежелание рабочего кормить предпринимателя, невозможность краснобайством победить циничных и вооруженных переворотчиков — способно поставить крест на возможности вообще демократии в России.

10‑К. Нахождение реально у власти в Советской России сначала евреев, а затем кавказцев, привело русский народ к небывалым личным лишениям и бесправию — одновременно возведя народ в целом и Россию как державу на верх исторического могущества. Статус Сверхдержавы. Один из двух полюсов мира. Лидирующие позиции в ряде отраслей: космос, ядерная физика, военная мощь, среднее и высшее образование, балет, хлопок и пр.

10‑Л. Через 30 лет после смерти Сталина нахождение на всех уровнях власти и во всех управленческих структурах исключительно славян — ух ты: страна посыпалась. Для зажима не было воли, для модернизации не было ума. Нет — каждый по отдельности был не дурак и не слабак! Но вместе они образовывали стадо идиотов. И не в том даже дело, что стадо идиотов — а в том, что результаты их коллективной деятельности носили характер абсурда и развала

10‑М. О, среднеазиаты в Средней Азии СССР были гораздо хуже! Феодалами они вошли в Россию — феодалами и вышли. И кавказцы на Кавказе были тоже гораздо хуже славян. То есть просто продажны насквозь и понимали только родство и выгоду.

А вот раньше, когда представители одних накладывались на массы других, и образовывалась система — то есть смешение двух разных этнических элементов давало социальную метисизацию — вот тут возникало подчас новое системное качество, и народ делал мощный рывок к прогрессу.

11. Вот люди везде всегда и знали, что призвать принца или рыцаря другой крови, кондотьера со стороны, варяга из‑за бугра, — бывает благотворно. Дело пойдет! Государство наладится! Системообразующий инстинкт людям это подсказывал. В теорию они не вдавались. А обращались к прецедентам, интересовались у путешественников и вопрошали богов: кого б для вящей пользы на престол посадить?

12. Если посмотреть, как волна за волной, век за веком, смешивались народы и этносы в Англии — станет понятно, как сложился величайший народ Новой Истории, внесший основной вклад в создание нашей цивилизации. Пока не миновал и его пик, и не истек его звездный час… Слоеный пирог из завоевателей и колонизаторов.

13. Отчуждение. России свойственно удивительное отчуждение человека и группы от места своего обитания. Отчуждения человека от процесса своего труда, от удобств своей работы. На своей земле, на своей работе, в своем доме, — русский как неродной. Вы сравните, сравните с другими народами, кто может!

ЛЮМПЕНИЗАЦИЯ МАСС

Она в головах. В ментальности. В видении мира. И произошла давно и у большинства. И «переучиванием» бороться с ней невозможно.

Вот советская продавщица стояла в советской пирожковой. За двенадцатичасовую смену на кафельном полу нога ее распухали. Сотни раз в час делала она две‑шаги‑напра‑во‑полуоборот — к баку кофе бачкового — три‑шага‑нале‑во‑полуоборот к пирожкам с ноготками и котятами с повидлом. Годами. Мучилась. Трудно свой хлеб добывал человек. Работодателю на ее трудности было глубоко плевать. Но за кровную десятку она могла привести в нерабочее время Васю‑столяра, и он переставил бы ей бак под одну руку, и сделал стеллаж под противни тоже спереди‑сбоку под другую руку. И смастерил высокий табурет в межножье под зад (на манер секретно‑мавзолейных для старцев на трибуне парада, чтоб не падали), и она бы в несколько раз облегчила себе жизнь! Хрен!!! Никто, нигде, никогда! Зло и мрачно работали и мучились. Неужели для этого нужно много ума?! Нет… Для этого нужно иное отношение к жизни…

Нужно иметь такое качество: думать о том, о чем у системно‑слабого народа думать… ну… не принято!., не заведено!.. Не фиг думать — работать надо! Мучиться — а работать — и не думать!!!

А поскольку мучиться неохота, неохота и работать. Труд как наказание, безделье как кайф.

Вы пересекаете Германию — на поезде, на машине, — и видите заботливо организованное пространство. Кривого, разломанного, грязного, облезлого, дисгармонирующего с соседним — нету. Здесь живут люди, и они, как могут, делают себе свою жизнь хорошей.

Ну — про Россию — говорить? Или так всем понятно? Что там кривое, грязное, облезлое? Дороги на страх агрессору.

Во времена преждедавние, близ западных рубежей великой державы, отмечалось заезжими и проезжими неукоснительно, а свои уж присмотрелись: вот село большое или городишко малый, и в нем слободы (фольварки) — русская, польская, еврейская, немецкая, украинская. Одно место! один климат! один доход! одна жизнь! и чу‑удо‑вищно разный вид. Зажиточность и чистота прочных каменных построек — это немцы. Бедноватое им подражание с вкраплением дерева и соломы — это поляки. Чистенькие низенькие беленые мазанки и метеные земляные дворы немощеные — это украинцы. Немецко‑польско‑подобные хибары с бедной претензией — евреи. Грязные дворы, кривые заборы, потемневшие дома — кто? Да. Русские.

И вот есть русский — крепкий, трудолюбивый, зажиточный, и дом и двор его — хороши. Так за пределами «его зоны» — хоть трава не расти! Оазис в пустыне соплеменников. А не свое — чего корячиться. За всех всю землю не переделаешь.

И земля русская — бескрайняя, плодородная, красивая — лежит изуродованная в пренебрежении. Словно варвары грязные на ней живут, а не цивилизованный народ.

НАРОД, ПЛЮЮЩИЙ НА СВОЮ ЗЕМЛЮ,

ХОРОШЕЙ ДОЛИ ИМЕТЬ НЕ МОЖЕТ

Отродясь в Русском Поволжье ничего толком не росло. Голодный край был, засухами выжигался. И лишь пятнадцать лет — когда была там Республика немцев Поволжья! — росло все! пшеница стеной! фрукты соком брызгали! дома под железом и шифером! Потом перед Великой Войной выселили немцев оттедова в Сибирь и в Заполярье — и больше в тех краях ни достатка, ни благоустроен ности никогда уже не было… Ну? А трудодни и райкомы были те же, колхозы те же, планы по селу и сдаче те же. Люди только разные были.

Характернейшая черта русской ментальности:

А ХРЕН С НИМ СО ВСЕМ

И так сойдет. Все равно ничо хорошего не будет. Тебе что, больше всех надо? Я человек маленький. Меня это не касается. Вот пусть власть сама и разбирается. Прикажут — тогда сделаю.

Это все — ментальность народа‑аутсайдера.

14. Градостроительство. Эта черта в полной мере и с удивительной наглядной силой демонстрирует себя в облике русских городов.

Русские города удивительно некрасивы. Они никакие. Они вообще не города с точки зрения архитектуры и эстетической организации пространства. Это просто скопище построек для жизни и работы. Постройки поставлены как придется, исходя из количества средств и логики трудового процесса.

Мы ведь этого обычно не замечаем, не видим. Мы здесь родились и живем, растем и любим — «это наша родина, сынок…» Надо повидать города мира — да не блестящие столицы, а разные города и городки, чтобы испортилось настроение от своей судьбы. Вредно, вредно пускать русских за границу!..

Наилучший, наиудобный пример — «красавица»‑Мос‑ква. Про окраинные спальные районы мы не говорим — они в России везде равно безлики и внешне бездарно‑бедно‑инкубаторски. Обиталище для толп рабсилы. Но — центр! Бессмысленное нагромождение любых и всех течений, стилей, этажностей, назначений, совершеннейший разнобой пространств между зданиями, кварталами, проулками, беспорядочное чередование облицовок, витрин, ас‑фальтов и плиток. Втыкался со своей постройкой кто во что горазд, плюя на соседей, с которыми все равно ничего не сделать.

Идея Москвы. как города — это толпа, куча, толкотня, беспорядочность, равнодушие к тому, кто и что рядом, превыше всего желание урвать и предъявить свои интересы, власть денег над властью любой, бардак как принцип жизни.

Взгляните на историческую брусчатку Красной Площади — какими волнами идет первая, славная, парадная дистанция Империи! А что — выровнять как стол невозможно? Страх и ужас парадных коробок — волны Красной Площадь Уж если это — сплошная пологая колдобина, по телику не видно — и ладно, и сойдет! — то чего еще ждать?.. Да уважает ли себя народ с такой колдобиной?

Ну и получите зассанные подъезды и битые бутылки. А люмпены.

И пока первые лица страны не будут — да, как встарь, только взаправду! — выходить с реальными метлами на субботники, а пачкающее город хамье караться примерно… э, пустое…

Заведомо ложные измышления. Бронетехника державы не может больше ходить на парады на Красной Площади, потому что Манежная площадь изрыта подземным торговым городом, танки в него провалятся. А город торговый подземный принадлежит в основном (или отчасти? или много отстегивает?) мэру Москвы Лужкову, и замахнуться на эту торговлю никак не возможно, прибыльна она сильно. Деньга частного бизнеса дороже державной мощи и гордости. Это — державный народ? Это — шваль продажная.

Город, как ничто другое, являет системообразующий инстинкт народа. Город — это не куча домов. Это — система, образованная из построек и пространства между ними в их сочетаниях и соотношениях. Создание города как системы — умение и искусство отдельное.

Город — это когда вертикали и горизонтали построек и пространства между ними являются в совокупности тем целым, чем не является простая сумма, простое местосо‑четание домов и кварталов.

Город — есть цельность, организм, картина и скульптура сам по себе, самоценность.

Единственный город Империи — Петербург. Строили итальянцы — лучшие того времени зодчие в мире. Знали они, и поняли цари — город един есть, система города — систему державы отражает, дух ее системный.

Италия, Германия, Испания, Франция, Англия, Австрия — полны городов. Россия — нет.

И не надо спеси. Самолюбие — должно быть: конструктивным. Отрицание своих неблагоприятньк черт есть вернейший путь к их развитию и дальше — нам же во вред и на погибель.

Организованное пространство — означает: мы здесь вместе, единое сообщество, одной судьбы, друг другу защитники и помощники, вместе — лучше и сильней, чем по отдельности не здесь. И недаром именно и только ленинградцы славились в Союзе доброжелательностью, порядочностью, честностью, гордостью без спеси и вообще был трафарет воплощенных достоинств.

ПОКАЖИ МНЕ ТВОЙ ГОРОД —

Я ПОЙМУ ТВОЮ ДУШУ

15. Война как системообразование. Как там говорил мудрый Гераклит, отец диалектики и мизантроп царского рода, презирающий людское ничтожество? «Война — отец всего и мать всего, одних она делает великими, других ничтожными, одних свободными, других — рабами». Война отбирает жестоко: кому быть стадом — а кому великим народом.

15‑А Оперативно‑тактическая организащш. И Румянцев, и Суворов успешно били турок — меньшим числом и лучшей организацией. С переменным успехом русские воевали со шведами, пруссаками Фридриха П, французами Наполеона. Бывали биты — так эти полководцы бивали всех, гении мировой полководческой мысли и практики. А бывало, и побеждали, и войны мы выигрывали. То есть: русские и европейцы вполне сравнимы, одного поля ягоды; вроде так.

Но. Такая штука. Инерция строительства империи — вещь тяжелая, длительная. А слабости народа — прежде всего являют себя в духе, в ослаблении инстинктов: энергетика не так уже прет! не та удаль! не та удачливость! Не то умение побеждать не числом, но уменьем — с яростью и хитростью.

Крымская война 1853 года. Стотысячный англо‑французский десант в отрыве от своих далеких баз. Упираясь и терпя лишения — у себя дома — Россия не сбросила десант, уступила, проиграла войну.

Главное в войне — не техника, что бы ни твердил Энгельс — особенно когда техника в общем равная. И даже не численность — а то бы миром владели китайцы. Главное в войне — организация. Когда люди создают из себя и собою структуру, более мощную, единую, гибкую, сокрушительную, чем стадо врагов. (Волк и овцы — из тех же атомов, молекул и клеток, только скомбинированы те частицы по‑разному.)

Турок еще били! Центральную Азию покорили! Ибо были прогрессивнее, развитее, мощнее феодальных образований.

Но в 1905 году модернизированная Япония, спаянная корпоративным духом, вломила России почем зря. Цусима — едва ли не самый позорный разгром в военно‑морской истории мира. Сто лет Россия крутится, как уж на сковороде, находя причины: заряды сырые, корабли медленные, адмиралы тупые. А вообще мы храбрые и хорошие моряки‑бойцы! Да? А кто спускал флаги, прося японцев помочь, спасти, снять раненых?!

(Строго говоря, со времен Екатерины, 200 лет русского военно‑морского флота — это огромные убытки, малые успехи, бессмысленная возня и поражения. Кроме недоброй роли балтийских матросиков, просидевших I Мировую в безопасности и дали от фронтов на флотской пайке и водке сыгранной осенью 1917, то флот лишь удовлетворял государственному самолюбию как декорация мощи.)

В 1914‑17 годах армия топталась в полях и болотах, сдерживаемая меньшими силами немцев и австрийцев, и волтузясь с такими вояками, как румыны, мадьяры и братья‑чехи.

Но в Гражданскую… Евреи‑комиссары, китайцы‑пулеметчики, латыши‑охранники, и — Белое Движение, профессиональные военные, офицеры‑фронтовики, белая кость — не смогли против них договориться ни о чем, не смогли сколотить серьезной коалиции, не смогли использовать помощь Антанты, не смогли организовать и применить ненависть ограбляемого большевиками народа — и с треском, раз за разом, позорно и бездарно, проиграла доблестная Русская Армия свою главную войну нищему сброду. Ибо по организационным своим способностям была стадом и сбродом сама, к самоуправлению не способной.

СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ИНСТИНКТ

НАРОДА ЯСНЕЕ ВСЕГО В ВОЮЮЩЕЙ АРМИИ

(Жестокие поражения английской армии от буров явились предвестием заката викторианской эпохи и краха величайшей империи.)

А вот и Зимняя Война. Вот и «тормозные финны» в своих лесах.

И. Никто не предъявлял претензий русскому солдату. Все солдат терпел, и любой приказ исполнял ценой жизни. Но армия в качестве единого механизма была огромной и безмозглой амебой. Вызывающие уважение солдаты были организованы в вызывающую презрение армию. Система была — дерьмо.

Климат и погоду не учли. Сопротивление укрепрайона не учли. Стойкость врага не учли. Трудности снабжения не учли. Низкий уровень подготовки собственных войск не учли. А ничего не учли!

Замерзая в снегу! Вперед, по мерзлым трупам! Не жалея своих!

РУССКИЕ БЕЗЖАЛОСТНЕЕ ВСЕХ К СВОИМ СОЛДАТАМ

И вот грянула страшная Великая Отечественная. И с первого дня войны до последнего — ни одного часа Россия не выигрывала сражений умом и искусством, наукой и подготовкой. А только и всегда — укладывая в несколько раз больше своих солдат, чем противника.

И — это устраивало Сталина, Ставку, маршалов, генералов и полковников. Побеждать иначе русские не умели. А если умели, то по загадочной причине этого не делали.

Везде и всегда русские хотя бы в несколько раз превосходили немцев силой и техникой. При этом на участках прорывов немцы всегда превосходили русских — пока прочие русские участки простаивали без употребления, дожидаясь своей очереди быть битыми.

Соотношение потерь на советско‑германских фронтах — от 4:1 до 10:1.

О, приводят в библиотеках книг массу причин. Истребили командные кадры. Политруки были некомпетентны и жестоки. Сталинский большевистский режим не жалел людей. Карьеристы выслуживались на крови павших. Коварное нападение отняло у нас заводы и военные производства. Заградотряды расстреливали собственную деморализованную армию. Но это все — частности, частности! А есть — закономерность, общая результирующая!

РУССКАЯ АРМИЯ КАК СТРУКТУРА

БЫЛА СЛАБЕЕ РАВНОЙ НЕМЕЦКОЙ

СЛАБОСТЬ СТРУКТУРЫ РУССКИЕ

КОМПЕНСИРОВАЛИ БОЛЬШЕЙ ЧИСЛЕННОСТЬЮ

При этом — Россия имела больше, чем Германия, людей, ресурсов и территории. Она работала на износ, на смерть, и выпускала военной продукции больше. Людей в армию призывала больше. И ей помогал техникой и сырьем весь цивилизованный мир.

Всего у нас было больше.

А организовано оно было хуже. Иногда — кретински, бездарно было организовано.

Вот — еще библейские сорок лет после этого величайшего напряжения держава протянула. И — стала разваливаться.

15‑Б. Структура воинских частей. Отмечали многие — у нас в дивизиях и полках было гораздо больше тыловых подразделений, чем у англичан или немцев. Все эти писари, вестовые, подметалы, помощники оружейников, квартирьеры, заместители командиров всех ступеней по всем видам деятельности, слесаря и противохимики (начхимы).

Полк самоходчиков имел двадцать самоходных орудий с экипажами в восемьдесят человек. Их обслуживала колонна из сотни машин — семьсот человек общего состава. Делите огневую мощь на всех.

Зато танкистам, самоходчикам, артиллеристам и пехотинцам всегда не хватало друг друга. Сколотить дивизии в разумных пропорциях родов войск, наиболее эффективно поддерживающих друг друга, мы до конца войны у немцев так и не научились. В результате фаустники в городах жгли наши танки, а пулеметчики в поле выкашивали нашу пехоту.

Два года наши истребители умоляли командование разрешить им летать не звеньями‑тройками, а как немцы — четверками из двух пар.

Без успеха намекали командованию запуганные командиры, что не надо класть людей в лобовой атаке на пулеметы, а лучше обходить с флангов, да без шума, да скрытно. Ма‑алчать!!! И зажимали от трофейных команд пулеметы, кто мог.

15‑В. Оборудование позиций. И это отмечают все, кто воевал. Немцы зарывались в землю качественно. Траншеи полного профиля обшивали жердью, на тес разбирали постройки. Для накатов блиндажей раскатывали дома и валили лес. В болотах строили заборы (!) — земляную стену меж двух плетней на вбитых кольях.

А у нас — паршивые ямки и канавы. А чего упираться. Все равно завтра в лоб на пулеметы отправят. Меньше мучиться перед смертью.

Ну не сообразовывались одетые в солдатскую форму люди в настоящую армию.

15‑Г. Насыщенность командными кадрами. У нас было гораздо больше офицеров всех уровней. Взводами командовали лейтенанты, ротами — капитаны, да замполит у капитана Немцы имели одного офицера на роту. Взводными справлялись унтера. Каждый солдат гораздо лучше «понимал свой маневр». Наш офицер был бесправной пешкой, боящийся всего со стороны начальства.

15‑Д. Использование имеющегося. Наши летчики делали вылетов в 3‑8 раз меньше, чем немецкие. Самолетов и летчиков у нас отправлялось на фронт больше. И гибло больше. И в каждую единицу времени на передовой наших было больше немецких.

Они своих гоняли с одного участка фронта на другой. И летную погоду использовали на сто процентов. А у нас: затишье на фронте? — сиди, загорай, твое счастье. А моих летчиков не отдам! — вдруг завтра понадобятся, а хрен у командования допросишься! — вот логика нормального начальства.

И вот сегодня. Ровно с той же степенью малоспособности к системообразованию. С тем же предпочтением личной шкурной выгоды — пусть ради нее полки гибнут, зато я при орденах! С той же органической неспособностью ощутить свою нужду как нужду своего народа и государства — как потребность единую, неразъемную, жгущую и делающую лично счастливым и несчастным именно тебя. —

НАРОД ДЕМОНТИРУЕТ СЕБЯ КАК ЦЕЛОЕ

16. Опыт! Заезжий цирк! Единственный раз в истории — и только проездом!

Представьте себе вдруг, вдруг, вдруг!!! Что в порядке культурно‑экономического обмена. Из России на три года выселили всех русских. Нерусских тоже выселили. Все мы тут русские.

А заселили немцами.

Гогот прекратить! Слезы утереть! И не сметь отворачиваться!

«Орднунг», говорите? Нет, немцы тоже умеют пить, воровать и врать. Но как‑то у них все по уму лучше выходит! Хоть машины, хоть дороги, хоть фермы, хоть служба в армии.

Как бы они круто подпрыгнули! Какой торт сделали бы из страны огромной и богатой… Может, нет? А представление такое, что да…

17. Малая система. Примечательно, что на уровне детских дворовых компаний, подростковых банд, складывания «элитной компании» школьного класса или студенческой группы — все в порядке: налицо самоорганизация с лидирующей головкой, четкой структурой отношений и рациональным принятием оптимальных коллективных решений.

А «выше» вступают в конфликт формальное и неформальное лидерство, формальная и неформальная структуризация, объединяющие «в разных измерениях» одно и то же сообщество на одной и той же территории. Люди уважают одних — а власть ставит других. Люди полагают разумным и верным делать так — а власть приказывает делать эдак. Расподобление. «Рассистемливание».

«Народное системообразование» не в силах подняться выше какого‑то уровня. А «государственное системообразование» — всегда проявляет дегенерацию, искажение того, что люди вроде бы понимают.

На каком‑то этапе повышения, возвышения людских систем происходит переход количества в качество, происходит качественный скачок! — и выше этого уровня мы имеем уже российское государственное уродство и головотяпство.

18. Проклятые чиновники. О, сколько стонов на Руси стояло всегда по этому поводу! А ведь не с Марса засылали. Чиновник — это функция, а не человек.

«В России вечно плохие чиновники» — означает буквально: «Русские не могут быть хорошими функционерами государства». Вот вам перевод с русского на русский. Ну? Есть вариант: «Русские не могут образовать реально хорошее государство».

Это звучит унизительно. Расистски. Русофобски.

Но мы не для того разбираемся, чтоб оплевывать и грязью мазать. Мы для того разбираемся, чтобы из грязи вылезти и жить хорошо. А хорошо можно только самим, ибо добрые дяди хотят только наше добро, но мы сами им на фиг не нужны. Так же, будем справедливы, как и они нам.

Дык вот. Русский чиновник — это саранча, кровопийца, мздоимец и волынщик, и нет на него управы.

Как строят деревню, как планируют город, как оборудуют передовую на фронте — вот так и государство организуют: по себе, под себя, согласно своей психологии, и лезут в чиновники те, кто жилы мотать из вас станет, и друг из друга мотают. И как ни стараются — но: представление народа о государстве, в сочетании с отношением народа к власти, в сочетании с готовностью и желанием любой ценой быть во власти — части народа, в сочетании с презрением к ним другой и большей части народа, в сочетании с национальным характером — который отличается от «среднеевропейского» некоторой беспечностью, недальновидностью, нерасчетливостью, нежестокостью, безалаберностью — что неизбежно перемежается вспышками злобы, недоверчивости, мстительности и покаяния в них, — — вот все это вместе взятое не позволяет русским строить государство на европейских принципах и европейской же степени благоустройства и эффективности.

Пропьют, украдут, сломают, обидятся на тех, кто украл, и бросят работать, положатся на «авось» и т.д.д.д.д.д.

Именно российский чиновничий аппарат, громоздкий, неэффективный, вороватый, лживый и пр. — и являл всегда собою облик системообразующего инстинкта русского народа.

Поэтому переносить на наши просторы германо‑романские политические чертежи есть ошибка, проистекающая из малограмотности.

19. Но поскольку общий системный инстинкт у народа есть, и не быть его не может, — вот он и чует нюхом, и валит интуитивно: «Хозяин должен быть. Крепкая рука должна быть». Чем приводит демократов в отчаяние.

Я сам почти демократ. Я сам в отчаяньи. Мне под Сталиным ловить нечего. Но сейчас разговор не о свободе писателей, а о существовании страны. До полусмерти прискорбно, что это зачастую разные вещи. Выделяйте главное!

А главное: самодержец может защитить от произвола чиновничьего аппарата и приструнить его. А демократическое государство в России этого не может!

И инстинкт системообразования русского народа, не строя иллюзий насчет чудесного западного мироустройства на русской разгильдяйской почве, хочет меньшего зла как блага! Крутого Хозяина — но чтоб порядок был, чтоб страна не распалась, чтоб чужаки свою волю русским в России же не диктовали нагло.

Инстинкт системообразования, если перевести чуйство в вербальный ряд, так рассуждает:

Если царь может обеспечить какую‑никакую нормальную жизнь, а демократия автоматически приводит к власти беспредельных бандитов, объявляя это «платой за свободу» — то пусть будет царь!

20. И когда штурмовики грохочут бутсами по мостовым — да‑да, трепещите, гнилые кости! Потому что цари у нас вечно убоги, кто не пьяница — тот держиморда, кто не садист — тот идиот. А вот посадить Вождя… Еще цела на Красной Площади трибуна красного гранита, под которой ревели марширующие толпы о величии державы и счастье в ней жить.

Лучше бедным, но сильным и гордым, чем бедным и презираемым. Фашизм, говорите? Эдак вы мужчин и воинов всех эпох фашистами объявите, а хорошими людьми — исключительно гомосексуалистов и пацифистов. Осторожней с лэйблами — бумага кончится.

Раздрызганный инстинкт системообразования русского народа не может как в Америке или Англии. Но чует гибельность того, что сейчас! Но мы уже повторяемся…
обращений к странице:9679

всего : 34
cтраницы : [1-30] ... 31 | 32 | 33 | 34 | Следующая » ...

PSYLIVE - Психология жизни 2001 — 2017 © Все права защищены.
Воспроизведение, распространение в интернете и иное использование информации опубликованной в сети PSYLIVE допускается только с указанием гиперссылки (hyperlink) на PSYLIVE.RU.
Использование материалов в не сетевых СМИ (бумажные издания, радио, тв), только по письменному разрешению редакции.
Связь с редакцией | Реклама на проекте | Программирование сайта | RSS экспорт
ONLINE: Техническая поддержка и реклама: ICQ 363302 Техническая поддержка 363302 , SKYPE: exteramedia, email: psyliveru@yandex.ru, VK: psylive_ru .
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика