Главная
Блоги
  Войти
Регистрация
 
Психологическая литература > Книга магов

Книга магов

Созерцание (Дхиана).          [версия для печати]



Изолируйтесь, приняв удобное положение, затем изгоните из сознания все мысли и представления. Вообразите у себя на голове, на несколько дюймов выше ее, светящийся нимб. Созерцайте его, как можно дольше.

Можно сосредоточиться на каком-либо месте в сердце и представить внутри его пламя. Вообразите, что это пламя — ваша душа, что внутри этого пламени находится лучезарное пространство, что это пространство есть душа вашей души — Бог. Эти упражнения рекомендуются раджа-йогами своим ученикам для упражнения в созерцании.

Следует также сосредоточиваться на нервных плек-сусах, представляя их, как нечто полное силы, пламени и света. Вначале можно закрывать глаза и уши; впоследствии можно делать это при открытых ушах, глаза же (взгляд) устремлять на кончик носа и т.п. Продолжительность этого упражнения от 30 минут до 2—3 часов ежедневно. Хорошо соединять его с ритмическим дыханием. Подобное упражнение приведет вас к экстазу, “Самадхи”, при котором раскроется ваше сверхсознание и в душе вашей засияет “Свет незримый”.


Экстаз (Самадхи).

Слово “экстаз” мы употребляем в несколько другом смысле, чем принято обыкновенно, подразумевая такое психическое представление, при котором внимание человека или направлено на -один определенный объект (высшая степень активного сосредоточения), или же ни на что не направлено, то есть человек ни о чем не думает — полная изоляция от внешнего Мира, погружение в себя при почти абсолютном прекращении мышления. Первый вид экстаза назовем активным состоянием; второй — пассивным. Пассивное состояние может быть доведено до степени летаргии, “сна йогинов”, в котором йоги могут оставаться месяцами без пищи и питья. В том 'и другом случае человек совершенно изолируется от внешнего мира. Экстаз сопровождается обыкновенно потерей чувствительности. Последнее вполне, понятно, так как каждому из нас известно, что достаточно отвлечь внимание от больного места, чтобы боль прекратилась. Христианские мученики, внимание которых было сосредоточено на идее

Божества, без всяких страданий переносили пытки. В человеческой жизни экстаз играет большую роль. Правда, он представляется не в чистом виде. Но это зависит от тех условий, обстоятельств, людей, среди , которых некоторые лица приводили себя в экстаз. Также большую роль играла и цель, ради которой вызывали экстаз, и способы, приемы и средства, которыми пользовались для достижения этого состояния. Скажем несколько слов об экстазе вообще, о способах и средствах, которыми вызывают экстаз.

Арабские племена курят для этой цели смесь, состоящую из конопляных листьев и толченых зерен. Волчьему корню (Aconitumu Lycatonum) приписывают свойство вызывать экстатическое состояние, сопровождаемое появлением мыслей, идей, усилием деятельности воображения.

Стремление привести себя в такое состояние составляло особенность многих индийских жрецов и монахов. Вообще оно играло большую роль в религиозных обрядах древних индусов, персов, египтян и евреев. Напомним религиозный экстаз, в который/ впадали Монтанисты, (христианская секта первых веков); египетских гностиков I столетия от Р.Х.; монахов 11-го столетия, приводивших себя в это состояние фиксированием своего пупка (гезихасты и омфало-психики на Аоонской Горе); индийских факиров, которые и ныне приводят себя в экстаз фиксированием кончика своего носа, повторением одной и той же фразы или слова (например “ом”), пристальным всматриванием вдаль или устремлением, вдаль или устремлением (беспрерыв ным) взгляда на солнце, луну или какую-нибудь звезду и т.п. приемами".

Кстати, предупредим читателей против злоупотребления приемом, заключающимся в фиксировании своего носа. Разумное применение его дает хорошие результаты, но злоупотребление ведет к расстройству нервной системы и т.п.

Затем скажу, что я применял этот способ в течение трех месяцев и не наблюдал никаких вредных последствий: ни расстройства зрения, ни нервных страданий, ни " головной боли и т.п.

Сибирские шаманы доводят себя до экстаза путем однообразных ударов в барабан. Татарские колдуньи поют песни для этой же цели. Зауясы (мистическая секта в Алжире) приводит себя в экстаз музыкой и криком. Напомним кружение дервишей и хлыстов, пляски баядерок, шэкеров, шаманов и т.п.

Мы уже говорили, что экстаз может быть вызван различными средствами, между прочим, гашишем и Опиумом. Состояние, вызываемое этими средствами, сопровождается обыкновенно приятными видениями.

Профессор Шрофф, лично испытавший влияние гашиша, вот как описывает свой опыт. “Приняв в 10 часов вечера 1 гран гашиша и куря, по обыкновению сигару, я лег в постель и читал неинтересную книгу часов до 11; полагая, что прием был очень мал (так как не вызвал никаких явлений и не изменил пульса), я расположился спать. Но вдруг почувствовал сильный шум не только в ушах, но и в целой голове. .Этот шум имел большое сходство с шумом кипящей воды. Затем приятный свет озарил все мое тело и сделал его как бы прозрачным. С необыкновенною легкостью проходили целые ряды представлений; самосознание и отчета в происшедшем были даже усилены. Я сожалел, что у меня не было под рукою письменных принадлежностей, чтобы изобразить величественные вещи, мною ощущаемые; но не хотел решиться взять их, потому что был твердо убежден в том, что сохраню все в памяти до утра при той ясности идей и живости ощущения, которые были у меня тогда. Я сравнил свое состояние с читанными описаниями о действии гашиша и заметил, что оно отличается отсутствием эротических ощущений. Когда я проснулся на другой день, то первою мыслью моею было вызвать в памяти видения, но у меня ничего не осталось, кроме сообщенного выше”.

Почти всегда экстаз сопровождается ощущением неземного блаженства и чувством необыкновенной радости. В некоторых случаях транс медиумов имеет некоторую связь с экстазом приходится слышать от медиумов, которых предупреждают о вредных последствиях чрезмерных занятий спиритизмом, такой ответ: “Я без этого (то есть без транса) жить не могу”. Экстаз характеризуется чувством необычайной легкости, во всем теле (это чувство обыкновенно идет рука об руку с действительной и притом значительной потерей веса), чувством отсутствия связи с телом.

Для нас наиболее интересными видами экстаза являются: религиозный экстаз. Сопровождающийся чувством неземной радости и благоговения, способностью улавливать вибрации более тонкого характера и сноситься с высшими планами; обыкновенный экстаз, интеллектуальный экстаз, неизменным спутником которого являются: восторженность, познание скрытого смысла вещей, способность вибрации ментального тела, “сверхсознательность”, необыкновенное сосредоточение мысли, благодаря чему последняя получает необычайную силу и могущество. Это состояние и есть “Самадхи” индусов, интеллектуальный экстаз сопровождается блаженством и радостью: появляется чувство уверенности в бессмертии души, человек начинает видеть скрытый смысл во всех предметах, красота природы радует его, он чувствует внутреннюю гармонию, целесообразность и закономерность всего сущего, появляются новые и новые мысли, имеющие отношение к тому предмету, на который направлено внимание.

Интересное описание такого состояния дает Филон Александрийский. ' После этих замечаний скажем о той пользе, которою экстаз приносит оккультисту. Для оккультиста это состояние важно, так как экстаз дает ему:

1) Способность проникнуть в сущность вещей, познать их смысл, отбрасывая внешнюю форму, то есть пробуждает деятельность сверхсознания;

2) возможность воспринимать вибрации высших планов, улавливать и посылать мысли; ясновидение, яснослышание и психзометрию;

3) чувство радости и счастья, долго сохраняемое даже после прекращения экстаза;

4) содействует выделению астрального тела, что при умении впадать в экстаз требует незначительной тренировки, да и то лишь в отношении умения управлять им;

5) прекрасные результаты почти при всех опытах оккультного характера. Особенно феномены факиризма требуют умения впадать в это состояние.

Теперь можно перейти к описанию упражнений, ведущих к достижению этого состояния.

Предыдущие указания на способы дервишей, факиров, шаманов и др. читатели не должны оставлять без внимания. Здесь, как и везде, нужно аккуратно выполнять определенные упражнения.

Подготовительные упражнения. Сам-прагната.

Мы не советуем пользоваться наркотическими веществами, кружением, пляской и т.п. средствами. Все это может повлечь за собою крайне нежелательные результаты.

В качестве средств, способствующих достижению экстаза, рекомендуем: уединение, строгий питательный (вегетарианский) режим, если можно, то и пост, целомудрие и размышление.

16 упражнение. С медной пластинкой. Возьмите большую отполированную, медную пластинку размером около 8 вершков по стороне. Прикрепите ее к стене. Сядьте на расстоянии 1,5 аршина от нее. Пластинка должна находиться на уровне глаз. Свет должен быть слабым, предпочтительно производить упражнение при полусвете. Устремите на пластинку пристальный взгляд, сосредоточивая на ней все свое внимание. Через некоторое время появится легкий звон в ушах, и пластинка покроется как бы светящимся туманом. Постепенно шум в ушах начнет усиливаться.

Упражняющийся перестанет видеть окружающее; видна будет, лишь одна пластинка, да и то не ясно (вместо пластинки будете видеть нечто Светлое), окружающие предметы как бы исчезнут, вместо них появится какой-то темновато-серый, иногда с каким-либо (зеленоватым или другим) оттенком, туман, все время находящийся в движении и отчасти напоминающий клубы дыма. Шум в: ушах усилится, звон сделается ясным и чистым. Появится чувство покоя и довольства. Постепенно вы начнете сознавать свое “Я”, тело перестанет чувствоваться и, может быть, даже вы забудете о его существовании. Впечатления внешнего мира (особенно слухового характера) перестанут доходить до сознания, наступает как бы забытье. Вдруг сразу все эти ощущения исчезают; и человек оказывается в нормальном состоянии. Прекращение этого забытья первое время происходит от неумения произвольно пролить его, или если отвести взгляд от пластинки, отвлечься от нее вниманием. Сильный шум, прикосновение и т.п. также могут (первое время) вывести из этого состояния. Приступать к этому упражнению надо в спокойном состоянии духа. Раздражительность, тоска и т.п. препятствуют успеху. Упражняться ежедневно по 15—30 минут, за один раз.

17 упражнение. Фиксация взгляда, повторение манто. Примите удобное положение тела-. Ослабьте мускулы. Дышите медленно и спокойно. Устремите взгляд на кончик носа, пупок, или, лучше, между бровей. Мысленно повторяйте какой-либо слово или слог, например, “Ом” и т.п. Комната, в которой вы упражняетесь, должна быть тихой, свет слабым. Лучшее положение — “Падма-асана”. Упражняйтесь ежедневно по 15 — 30 минут. Возможно, что после упражнения вы Некоторое время будете не совсем ясно видеть. Появится такое ощущение, точно на глазах масляная пленка. Это явление сопровождает подобные упражнения и зависит от сведения зрительных осей. Опасаться вредных для зрения последствий не следует. Обыкновенно это исчезает через 1—2 минуты после прекращения упражнения. Интересно также, что выражение взгляда после этого упражнения также изменяется. Взгляд делается сильным, пронизывающим, “змеиным”, зрачки расширяются. Такое выражение взгляда держится после упражнения не более десяти минут. При этом упражнении также появится звон в ушах. Рекомендуем прислушиваться к этому Звону, устремив взгляд между бровей. Это весьма способствует наступлению экстаза.

18 упражнение. Созерцание, в связи с дыхательными упражнениями. Сядьте, ослабьте мускулы.

Можно принять положение “Падма-асана”. Устремите взгляд в какую-либо точку или лучше смотрите на кончик носа. Дышите ритмически некоторое время; затем постепенно замедляйте дыхание. Отрешитесь от своего тела. Направьте внимание на какой-либо один предмет или представление. Созерцайте его не напрягая мысли. Воспринимайте впечатления, исходящие от данного предмета. Прислушайтесь к звону в ушах. Постепенно вы перестанете слышать происходящее вокруг вас, перестанете видеть все, кроме этого предмета, перестанете чувствовать прикосновения к вам и т.п. В таком состоянии вы будете находиться до тех пор, пока не пожелаете прекратить его. Упражняйтесь в том, чтобы произвольно уметь, как вызвать, так и прекратить его. Старайтесь посвящать этому упражнению как можно больше времени. Вначале, может быть, вы будете только яснее сознавать назначение сущности предмета, его изготовление, применение и пр. Впоследствии же вам откроется скрытый смысл каждой вещи Появится способность ясновидения.

Достаточно будет привести себя в это состояние и направить внимание на какую-либо формулу, изречение и т.п., чтобы познать смысл ее, все относящееся к ней и т.п. Приведите себя в такое состояние и направьте внимание на волю другого человека, и вы овладеете ею. При направлении сознания на сердечный плексус, появится способность ясновидения. Одним словом, достаточно достичь этого состояния, чтобы природа открыла свои тайны, чтобы понять внутренний смысл вещей, язык животных, чтобы читать чужие мысли и т.д

Но достижение этого состояния требует много времени. Вот почему, работая в этом направлении, все-таки практически изучают другие области психирургии: лепсихию, телепатию и пр.

* * *

Изучив экстаз, сопровождающийся концентрацией сознания на определенном объекте, перейдем к другой его форме, которая не сопровождается сосредоточением и отличается полной остановкой мышления и почти полным прекращением жизненных функций. Физические признаки такого состояния — это ослабление сердечной деятельности, отсутствие чувствительности, понижение температуры тела и пр. Человек, находящийся в этом состоянии, совершенно похож на безжизненный труп. Глубокую степень такого экстаза трудно отличить от действительной физической смерти. Факиры пользуются им для известного опыта, заключающегося в зарывании факира, находящегося в этом состоянии, в землю на более или менее значительный срок.

Подробно говорить об этом будем при изучении факиризма, где и укажем приемы и способы, служащие для производства этого опыта.

Вот как описывают состояние человека, впавшего в эту форму экстаза.

“Освобожденный от всех состояний и от всяких мыслей йогин в этом положении подобен умершему, но он спасен. Йогин, достигший этой ступени, не ощущает ни запаха, ни вкуса, ни цвета, ни прикосновения, ни звука, ни себя самого и никого другого. Его дух не спит и не бодрствует, он свободен от воспоминаний, он не умирает, но и не существует; кто этого достиг, тот спасен”.

Изолировавшись от впечатлений внешнего мира, остановив мышление, человек погружается в себя, замирает. Все жизненные функции ослабевают и даже почти совсем останавливаются.

Неглубокие степени этого состояния сопровождаются ослаблением мускулов, ослаблением сердцебиения, замедлением дыхания и дают отдых, покой; углублением этого состояния можно донести его до степени летаргии.

обращений к странице:17158
всего : 9
cтраницы : 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | Следующая »

PSYLIVE - Психология жизни 2001 — 2017 © Все права защищены.
Воспроизведение, распространение в интернете и иное использование информации опубликованной в сети PSYLIVE допускается только с указанием гиперссылки (hyperlink) на PSYLIVE.RU.
Использование материалов в не сетевых СМИ (бумажные издания, радио, тв), только по письменному разрешению редакции.
Связь с редакцией | Реклама на проекте | Программирование сайта | RSS экспорт
ONLINE: Техническая поддержка и реклама: ICQ 363302 Техническая поддержка 363302 , SKYPE: exteramedia, email: psyliveru@yandex.ru, VK: psylive_ru .
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика