Главная
Блоги
  Войти
Регистрация
     


Психология жизни

Последние 7, 30 поступлений.
Как полюбить себя и обрести успех в жизни
Вернись я все прощу
Переизбыток полезности
Как перестать есть на эмоциях?
Шесть причин слабости
Как увеличить пространство интерьера
Как создать мощный поток клиентов
 Дневник мудрых мыслей  Общество успешных  Страница исполнения желаний  Анекдоты без цензуры  Генератор Позитива
Партнеры проекта
 







Партнеры проекта
Психологическая литература > Ловушка для человека

Ловушка для человека

Автор:Эрнст Цветков
Добавлено : 31.10.2007 11:13:00


Содержание
Тропы 1-10         [версия для печати]

Ловушка для человека или Путеводитель по внутренним пространствам в помощь Страннику

Карта с нанесенными обозначениями троп и пейзажей

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ПЕЙЗАЖ

В этой книге я ничего не доказываю.

Я просто досказываю.

В последнее время как-то сама собой стерлась грань между тем, что я пишу, тем, что я говорю и тем, что я делаю.

Слово начертанное стало продолжением слова сказанного.

Один мой знакомый обозначил мои выступления как жанр устной книги.

По прошествии некоторого времени часть этой книги воплотилась в письменную форму. Значит, пришло время.

Впрочем, я никогда в классическом понимании не писал книг. Они случались сами собой. Я просто записывал. Так вот записалась и эта.

Путь Тропы

Я брел среди разводов ночной тьмы в поисках просветления.

Монотонно-исповедально изливался нескончаемый позднеосенний дождь.

Одиночество сопровождало меня. И мысли мои плыли где-то рядом.

Тени, шурша, скользили, оживляя пространство, и выскакивали из-под ног, словно напуганные мыши.

Одиозный странник, которым я ощущал себя в полной мере, пробирался сквозь нагромождение образов, звуков, запахов - этакую чащу собственного восприятия - хотя и не ведал, куда он, собственно, пробирался.

И для чего?

Фонарик памяти высветил одну из встреч с Мастером.

Все наши встречи казались мне странными.

Впрочем, если вдуматься как следует, разве сам мир не странен?

Ветер тронул груду раскисших облетевших листьев, и мне почудилось чье-то присутствие: будто бы от ветхой кучи отделился некий облик и двинулся в мою сторону. Бомж или призрак? Или так себе, обман чувств - иллюзия?

Как бы то ни было, но по непостижимой прихоти процессов, протекающих внутри черепной коробки, мне подумалось о том, что я совершенно напрасно пытаюсь провести разницу между бомжем и иллюзией. Такая разница надуманна и тавтологична, как масло масляное.

Ведь мир сам по себе иллюзорен.

Фонарик памяти засветился ярче, и я медленно переместился в параллельное измерение, которое, как правило, называют прошлым.

А на самом деле, есть ли оно, прошлое?

Однажды я к нему обратился:

- Мастер, обучи меня упражнениям, которые бы помогли мне овладеть искусством Жить.

Мастер сказал:

- Упражнения только в средней школе на дом задают. Если ты хочешь обрести Постижение, отбрось саму мысль о том, что выполнение каких-то упражнений приведет тебя к тому.

К прозрению приводит осознание. И если у тебя есть желание воплотить в жизнь свои намерения и мечты, то никаким школярством ты этого не добьешься.

Безусловно, душу свою можно тренировать с не меньшим успехом, чем тело, но дело здесь заключается вовсе не в том, что ты подсчитываешь вдохи-выдохи или узнаешь, как "правильно расставлять руки". Я не отрицаю действенность подобных мероприятий - в конце концов, они в какой-то степени могут способствовать внутренней дисциплине и организации, но первостепенно иное - познание тайной механики того, что мы называем нашей жизнью, ее потусторонней подоплеки, скрытой от повседневного взора нашего обыденного разумения.

Если ты научишься думать и видеть, многое откроется тебе. А это расширит твои возможности.

Правда, как тебе известно из классики, многие познания преумножают печаль.

Однако, если ты готов принять, вместить и пережить настоящую печаль, ты сможешь обнаружить в себе истинную радость.

Радость открывается только в печали.

Лишь печаль - единственный источник радости.

Все остальное - эйфория или экзальтация, всплески потревоженного ума, которые, утихомирившись, погружают тебя в еще более глубокую бездну тихого, но неумолимого отчаяния.

Итак, если ты готов пойти по Дороге Познания, приготовься к тому, что она не всегда будет прямой и ясной, хотя, в конечном счете, и приведет к предельной, а может быть, даже и запредельной ясности. И весьма часто придется сворачивать на потаенные тропы, где любой ложный шаг таит в себе непридуманную опасность.

Путешествие исполнено риска, но и награды тоже.

Вместе с тем, я не даю тебе никаких гарантий. Единственное, что я могу тебе предложить - это предложить...

Пространство словно бы покачнулось, и я почувствовал, что внутри меня что-то изменилось.

Мастер и Ученик покидают пространство обыденных значений и перемещаются в зону потаенных смыслов.

Тут же обозначается первая тропа, которая ощущается как нечто зыбкое, даже чуть колышущееся, напоминающее затаившуюся дорожку посреди заболоченных пучин.

Блуждание по извилистым и тревожащим тропам ропотом тихим наполнило душу мою. И смутное смятение заволокло сознание.

- Мастер! - жалобно воззвал я. - Печаль моя уже преумножилась. Не пора ли сделать привал и отдохнуть?

- Отдых смертельно опасен, - отозвалось пространство, уплотнившись в знакомые очертания моего спутника. - Учись у сердца своего. Оно никогда не отдыхает, и благодаря этому ты жив. Бери пример с дыхания своего - оно нескончаемо и устремлено в единый поток непрерывного движения. Если хочешь отдохнуть, сделай паузу и держи ее до тех пор, пока не исчезнет твое дыхание. И да живет имеющий мужество жить. Когда настанет твой последний выдох - он и обозначит твой отдых.

- Ну ладно, пошли, - молвил Мастер, и Ученик последовал за ним.

Тропа 1. Прошлого нет

Мастер сказал:

Прошлого нет - потому что его уже нет. И будущего нет - потому что его еще нет.

- Значит, есть только настоящее, Мастер, то, что мы называем "здесь и сейчас"?

Мастер сказал:

- Ты произнес эту фразу. Когда ты ее произнес?

- Только что.

- А где это "только что"?

- Ага... мое "только что" только что ушло в прошлое. Оно - в прошлом.

- Произнес ли ты эту фразу?

- Разумеется, произнес.

- Тогда где она, эта твоя фраза?

- В прошлом.

- Существует ли твоя фраза?

- Конечно же.

- Где она существует?

- В прошлом?..

- Есть ли прошлое?

- Нет.

- Есть ли то, что сказано тобой?

Я не нашелся что ответить. Пространство словно бы покачнулось, и я ощутил, как во мне что-то изменилось. Мне не удалось понять, что именно, но, доверившись происходящему, я вошел в состояние нейтральности.

Тропа 2. Говорит ли говорящий

Мастер сказал:

Говорит ли говорящий?
Молчит ли безмолвствующий?
Спит ли спящий?
Существует ли существующий?
Бодрствует ли бодрствующий?
Происходит ли происходящее?
Что происходит, когда ничего не происходит?

Тропа 3. Невозможно прийти

Мастер сказал:

Невозможно прийти к Просветлению, будучи отягощенным собственным дерьмом, в том числе и ментальным.

А потому прежде всего стремись к освобождению.

Беда не в том, что в тебе есть это самое дерьмо, а в том, что ты не замечаешь его и продолжаешь себя вести так, будто его нет.

Но оно есть.

И если ты его не исторгнешь из себя, то отравления не избежать.

Ты знаешь, к чему приводят длительные запоры?

Наверно, догадываешься.

Организм становится тяжелым и нездоровым.

Он становится отравленным.

Облегчение может явиться в виде простой клизмы.

То, что происходит с тобой во время наших встреч, можешь считать духовной клизмой.

Все проще, чем ты полагаешь.

Однако в силу твоей загруженности ты думаешь, что мир коварен и озабочен тем, чтобы подстроить тебе очередную каверзу.

Какой в этом смысл?

- А что такое мое ментальное дерьмо, Мастер?

- Это твои убеждения, суждения, концепции, предписания, установки, ожидания. Все то, что считается тобой истинным, незыблемым, непререкаемым и составляет предмет твоей веры, конечно же, истинно верной, по твоему разумению, не так ли?

- Но как же без веры? Разве без нее возможно обойтись?

- Жизнь не нуждается ни в какой вере. Более того, она не только возможна без веры, но и невозможна там, где вера. Неужели ты думаешь, что ребенок, впервые поднимающийся на ноги и делающий первые шаги, вынужден верить в то, что у него это получится? Да он вообще не знает, что такое вера, и, тем не менее, встает и идет! Птице не нужно никакой веры, чтобы взмахнуть крыльями и полететь.

Тропа 4. Твоя вера

Мастер сделал паузу и сказал:

Твоя вера - это всего лишь твое суждение.

Но твое суждение о чем-то никак не может быть этим чем-то.

Стало быть, оно не истинно.

А, следовательно, все то, что ты проповедуешь или исповедуешь - ложь.

Твоя вера не более, чем набор уловок твоего встревоженного, всуе блуждающего ума.

Вера в любовь убивает любовь.

Веря в свои возможности, ты убиваешь свои возможности,

Вера в Бога уводит тебя от Бога.

Вера. Надежда. Любовь. - У обывателя эти понятия, располагаясь рядом, даже отмечаются как светлый и романтический праздник.

Надо же - измыслить такой абсурд!

Где есть любовь, там нет сомнений, а потому и нет нужды ни в вере, ни в надежде.

Если же ты надеешься и веришь, то ты - не в состоянии любви.

Ибо любовь - это прежде всего переживание.

И ты либо в нем, и тогда тебе уже нет дела ни до чего другого, либо вне его, и в таком случае ты начинаешь гипнотизировать себя различными представлениями, концепциями, в частности, такими как вера и надежда.

Представление о реальности не заменит реальность.

Мир не создан для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

Рано или поздно Реальность разбивает все твои иллюзии, и ты переживаешь мучительную боль.

Освободись от них сам, и ты избежишь боли.

Пространство словно бы покачнулось, и я ощутил, как во мне что-то изменилось.

Мастер сказал:

Невозможно прийти к Просветлению, будучи отягощенным собственным дерьмом.

Мастер чуть задержался в паузе и спросил:

- Каким понятием ты бы обозначил излишнюю привязанность к собственным мнениям?

Мой ум споткнулся и свалился в паузу, но гораздо более длительную, чем та, над которой легко пролетел Мастер. Видя мое затянувшееся замешательство, он коротко произнес:

- Кумирство. Придавая своему мнению статус истины и единственной правды, ты возводишь себя в ранг Всевышнего. В этой ситуации возможны три варианта.

Первый - ты действительно Бог.

Второй - у тебя проблемы с головой, ибо ты считаешь себя тем, кем в действительности не являешься. С не меньшим успехом ты можешь объявить себя Наполеоном или Светлейшим Гуру.

Третий - ты нагл.

Если ты полагаешь себя Богом, сверши чудо. Ты не можешь?

Тогда посмотрим, быть может, ты болен? Нет, вроде бы ты адекватен.

Тогда остается третье - твоя наглость. О ней и поговорим.

И Мастер сказал:

Наглость - это превышение своих полномочий.

Для меня же это прозвучало несколько загадочно. И я остался в молчании.

Мастер сказал:

Я хочу, чтобы ты понял - здесь не идет речь об этике. Всякая мораль весьма условна и относительна. Она создается намеренно с целью более эффективного контроля над людьми. Подчас она имеет силу более действенную, чем власть законодательства. Иногда она сама принимает на себя функцию истинного закона, людского, разумеется. Поощряемое в одной стране карается или порицается в другой.

Мораль ничего общего не имеет ни с совестью, ни со здравым смыслом. Повторяю, ее назначение - сплачивать и управлять.

Путь личного развития лежит вне морали.

Потому такое явление, как наглость, нами рассматривается с позиций непредубежденных, беспристрастных, лишенных какой-либо эмоциональной окраски и уж тем паче не имеющих ничего общего с мнением молвы.

Не вдаваясь ни в пафос, ни в поучительство, разберемся в необходимости определиться с данным понятием в том смысле, который предполагает глубокая, но конкретная духовная работа.

Итак, наглость - это превышение собственных полномочий.

Что есть полномочия? Набор неких предписаний относительно правил поведения той или иной личности. Иными словами, речь идет о праве на совершение того или иного поступка.

Правила диктуют права, а права предопределяют правила.

К примеру, ты едешь на машине и решаешь пересечь сплошную линию. Нарушение этого правила для тебя потенциально наказуемо, если у тебя нет права на подобное действие. И если инспектор засвидетельствует совершенное тобой, он тебя может реально наказать, В этом случае ты превысил полномочия. Ты в этом случае - нагл.

Простая социальная модель, регулирующая варианты поведения, отражает некоторым образом универсальные закономерности саморегуляции мегагигантского механизма, или организма под названием Вселенная,

Здесь же мы встречаемся с необходимостью прояснить некоторые положения, в общем-то требующие ясности, если мы хотим все расставить на свои места, без чего говорить о личностном развитии и движении не имеет никакого смысла.

Вернемся к нашим нарушителю и инспектору. Я сказал, что последний может реально наказать первого. При этом, если быть строгим, то я высказался не совсем точно, употребив расхожее выражение обыденного языка. И я специально делаю на этом акцент, потому что подобные языковые вольности, как правило, создают большинство проблем и неприятностей в жизни людей.

Рассудим же обстоятельно.

В основе всякого взаимодействия лежит соглашение, договор. Он призван регулировать всю механику данного взаимодействия. В противном же случае вместо ожидаемой организованности, призванной контролировать и упорядочивать события, мы останемся в анархии и хаосе. Посему мы в наше общежитие вводим правила и принимаем их в качестве неких аксиом поведения - ради собственного же выживания.

Однако соглашение остается неполным, если не оговаривает меры, предполагающиеся в случае его нарушения.

Подойдем с другой стороны и задумаемся, а для чего, собственно, эти меры нужны и необходимы ли они? И какова степень объективной обоснованности их введения? Уместны ли они вообще? Ответ окажется явно положительным, если мы предположим, что функция подобных санкций не столько карательная, сколько компенсаторная. И это логично, постольку, поскольку стратегия выживания требует соблюдения принципа равновесия. Действие равно противодействию. Что посеешь, то и пожнешь. Что на входе, то и на выходе.

- Око за око и зуб за зуб, Мастер?

- Не обязательно. Может быть, и колено за зуб... Но принцип сохраняется.

Тропа 5. В природе не существует

Мастер прикрыл веки и сказал:

В Природе не существует наказания.

Мир не наказывает.

Он только дает обратную связь и восстанавливает равновесие.

Если ты нарушаешь это равновесие, то Мир реагирует.

Его реакцию ты воспринимаешь как наказание.

Хотя Мир никогда не наказывает - он просто восстанавливает нарушенное равновесие.

Веки Мастера медленно приподнялись, обнаруживая несколько тяжеловатый взгляд.

- Но вернемся к наглости, - чуть прищурившись, продолжил он. - Когда ты превышаешь свои полномочия, то тем самым нарушаешь равновесие Мира. Ты в этом случае преступаешь некую невидимую границу, очерчивающую территорию отведенного тебе бытия. А значит, ты вносишь в универсальное устройство Вселенной определенную порцию хаоса, что представляет несомненную опасность для Системы, частицей которой, хотя и ничтожно малой, ты, тем не менее, являешься. И весь этот глобальный организм реагирует, и как ты, наверное, уже догадываешься - способом, возвращающим тебя обратно. Но постольку, поскольку мы вынуждены принять во внимание принцип инерции, то возвращение твое происходит не на исходный уровень, а гораздо ниже.

Тропа 6. Тебя понижают

Тебя понижают ровно настолько, насколько ты возвысился сам.

Тропа 7. Твоя наглость

Мастер невесомо повис в паузе и плавно спланировал к следующей тираде:

Твоя наглость - хорошо это или плохо?

Это ни хорошо, ни плохо.

Это просто ситуация, когда ты превысил собственные полномочия.

И не жди за это наказания.

Наказания не последует. Вселенная не карает.

Вселенная только восстанавливает равновесие.

И если ты при этом будешь убит так называемым несчастным случаем или так называемой болезнью - не обессудь, ибо ты сам призвал смерть из небытия - превышением своих полномочий.

Впрочем, об этом уже было сказано давным-давно: если ты берешься судить, то ожидай суда и над собой.

- Мастер, - тихо зашелестел мой ропот, - а как же мне узнать границы своих полномочий? И какие еще примеры наглости можно обнаружить в повседневном течении нашей жизни?

- На первый вопрос ответить гораздо проще, чем ты думаешь. Твои полномочия - это то, что у тебя есть.

Тропа 8. Ты имеешь

Ты имеешь ровно то и ровно столько, чему ты соответствуешь.

Назовем это принципом соответствия.

Если приглядеться повнимательнее, его действие можно обнаружить повсеместно. Он многое объясняет. К примеру, распределение людей в соответствии с полярными состояниями качества их жизни: богатство - бедность, здоровье - немощь, успех - прозябанье, везенье - неудачи, активность - застой... Действительно, почему не существует равных? И от чего зависит наблюдающееся столь явное неравенство?

Принцип соответствия раскрывает смысл имеющегося положения вещей: ты имеешь ровно то и ровно столько, чему ты соответствуешь.

Денег у тебя не может быть ни больше, ни меньше того, сколько их у тебя есть.

Имущества у тебя не может быть ни больше, ни меньше того, сколько у тебя его есть.

Тебя окружают те люди, которые тебя окружают, и никакие другие тебя окружать не могут. Потому что другие тебя не окружают.

Рядом с тобой только тот, кто рядом с тобой, и никто другой рядом быть не может. Не может - потому что его рядом нет.

Тропа 9. Если ты ропщешь

Если ты ропщешь: "почему у меня мало чего-то?", вспомни принцип соответствия.

У тебя - ни мало, ни много, у тебя то, что у тебя есть.

И у тебя есть то, чему ты соответствуешь.

Так вот, твой ропот - одна из форм наглости.

Замечал ли ты, что ропщущего неизбежно постигают неудачи?

Я имею в виду поверхностный взгляд. Потому что в действительности Мир стремится улучшить положение его дел. И если бедолага это понимает, то через некоторое время не только выравнивает ситуацию, но и поднимается выше той планки, уровень которой занимал прежде. В случае отсутствия осознания происходящего он продолжает себя обрекать на усиление лавины негативных тенденций, заполнивших его существование.

Возможно, ты поинтересуешься, почему я сказал о том, что мир стремится улучшить положение дел, если только что я говорил, будто речь идет лишь о восстановлении равновесия. На самом деле все противоречия здесь снимаются, как только мы уясним, что базовой программой Системы является выживание. И вся ее изощренная механика саморегуляции направлена на поддержание именно этой функции.

Мудрость любого организма так устроена, что он просто-напросто расправляется с вирусом, несущим ему угрозу. Таким вирусом может стать собственная взбунтовавшаяся клетка, несущая заряд разрушительной агрессии. Целое уничтожает свою часть, дабы заменить ее новой. Но прежде этой части предоставляется возможность, в целях экономии, разумеется, а вовсе не из-за альтруистической филантропии, исцелиться, освободившись от агрессивной заряженности, оборачивающейся, в конце концов, против самой этой части.

Вот почему понижение особи, проявляющей себя нагло, является на самом деле благом, ибо последняя получает возможность лечения с минимальной оплатой.

Следуй принципу соответствия, и ты избежишь многих неприятностей.

В каких еще ситуациях можно обнаружить проявления наглости?

Первую мы уже отметили - убежденность в том, что ты достоин большего, нежели ты этому соответствуешь.

Вообще же всякая наглость агрессивна. Поэтому ты можешь ее обнаружить там, где есть проявление агрессии.

А что такое агрессия? Желание разрушить, уничтожить - символическое убийство.

Рассмотрим следующий пример.

Родитель наказывает ребенка.

Вроде бы ситуация элементарна. Но в ее банальности скрыты такие глубинные подоплеки, что вся ее кажущаяся однозначность в действительности расслаивается на множество потаенных смыслов.

Дело не в том, имеем ли мы право физически воздействовать на ребенка или нет, а в том, какая при этом подразумевается цель.

Для прояснения ситуации выясним некоторые отличия, что позволит нам определить разницу между наказанием и вымещением собственной злобы - крайне бурного проявления агрессивности.

Слово "наказывать" родственно таким понятиям, как "сказывать, рассказывать", и здесь мы видим, что оно воплощает в себе принцип Логоса, то есть смысла, оформленного в языке и призванного перетекать от одного разума к другому. И в этом случае, даже если я приложу руку или ремень к своему отпрыску, но с условием, что свершаемое мною произойдет безо всякой озлобленности, то мое действие можно расценить как наказание. Тогда его можно считать мерой воспитательной. Порядок гармонии не нарушается: я питаю, я же и воспитываю.

Во всех остальных случаях приходится говорить лишь о символическом убийстве.

Если мы имеем дело с наказанием, то последнее происходит в спокойном душевном состоянии, при ясном рассудке и понимании своей собственной и полной ответственности за происходящее.

Чаще же мы наблюдаем обратное - преисполненность раздражением, злобой, ненавистью. И если ты бьешь ребенка в таком состоянии, то ты превышаешь свои полномочия. Потому что права атаковать другую личность, посягая на ее жизнь, тебе не дано. В итоге ты начинаешь атаковать Мир. Тогда жди обратной связи. И вовсе не обязательно, что она проявится сию же минуту. Только если через несколько, а возможно, и больше лет в твою семью или работу вторгнутся неудачи, катастрофы или беды - не слишком сильно удивляйся. Мир восстанавливает равновесие.

Мастер сделался вдруг отрешенным, а чело его обрело вид ученый. И глаза обнаружили беспристрастную суровость пытливого естествоиспытателя. Переменив тон и манеру беседы, он не без академического металла в голосе, но в то же время с намеком на некие теплые интонационные нотки, тихо, но четко вымолвил:

- Я расскажу тебе одну байку. Все про тех же детишек и тех, кто делает из них несчастных взрослых, - таких же несчастных взрослых.

БАЙКА МАСТЕРА СТРАСТИ ПО УЧЕНИКУ

Иногда я сам вспоминаю те чувства - возбуждения, ожидания и некоторой растерянности - которые сопровождали меня накануне знаменательного дня, открывающего двери в незнакомый и пока еще чужой мир. Первое сентября в конце концов наступает, и я пересекаю рубеж, отделяющий прошедшее детство с его безоблачными детсадовскими грезами, и настоящее, в котором мне приходится быть уже "взрослым". Страшновато. И в то же время лестно - краешком глаза наблюдать, принимая вид снисходительный, как провожают взглядами тебя твои младшие коллеги по вчерашней песочнице. Осознание того, что теперь мне не до этих шалостей, не до игрушек, что в школу надо, делает меня несколько важным и торжественным. И эта иллюзия собственной значимости, поддерживаемая участливо-заботливыми взрослыми, приглушает смутную тревожность, которая еще плеснется замиранием в груди на митинге на школьной площади (которая своим и двором пока не воспринимается).

Как бы то ни было, а переживания малыша в этот период действительно являются непростыми. Ведь данная ситуация для него является настоящей психической травмой, и детская душа попадает в условия жесткого стресса, предъявляющего свои требования. Организм при этом просто вынужден подвергнуться перестройке - таковы обстоятельства и таков диктат реальности. Начинается новая эпоха новых отношений, и ничего не остается, как к этой реальности начать приспосабливаться и жить в соответствии с ее принципами. Последнее условие - следование именно принципу реальности - является свойством здорового и благополучного организма.

Однако психический аппарат в детском возрасте еще только формируется и не обладает той структурированностью и завершенностью, которая характерна для взрослого. И несомненно, что фактором, решающим и определяющим, какие воздействия проникнут в душу ребенка, становится помимо семьи среда иная, поначалу искусственная и чужеродная, а именно школа. В общем-то, формально она действительно вырывает человека из привычного уклада жизни, изменяя его устоявшиеся связи и разрушая созданный им, быть может, безмятежный, но иллюзорный мир, предлагая, а точнее, навязывая иную систему ролей. В этом нет ничего парадоксального. Извечный конфликт между личными установками и социальной заданностью характерен и для такой ситуации. Человеческая душа сама по себе арена игры, подчас жестокой, подобных враждующих сил, и детская душа не исключение. Она обуреваема страхами, вожделениями и страстями не меньшими, чем душа повзрослевшая. И подобное положение дел никак не может быть уложено в систему оценок "хорошо"-"плохо", ибо это и не хорошо, и не плохо, но такова природа, такова данность, и с ней приходится считаться. Просто своевременное знание и принятие фактов, возможно, кажущихся и не самыми лицеприятными, помогает вовремя избавиться от многих проблем в настоящем и предотвратить появление их в будущем.

К примеру, если учитель осведомлен о том, какой напряженной внутренней жизнью живет душа его ученика, то он организует свой подход и свое поведение более грамотным способом, предусматривающим большую корректность и психологическую проницательность, нежели обычно.

Ведь раньше тревоги и страхи ребенка утихали во время родительского присутствия, внимательного участия со стороны последнего, способствовавшего переживанию и подтверждению того, что данное дитя любимо и значимо. Для нормального человеческого развития самым важным условием является чувство того, что тебя любят, и того, что ты значим. В случае же его отсутствия личность подвергается различным деформациям, вплоть до патологических.

Но теперь родителей рядом нет, и нет заботливой воспитательницы, и нет утешающих игрушек, а есть лишь незнакомая ситуация, предполагающая наличие каких-то иных качеств личности, скажем, таких, как ответственность и необходимость осознанно совершать определенную работу. И ребенок инстинктивно, защищая себя подобным образом, начинает видеть в учителе родительскую фигуру. Тенденция психики перемещать на других людей чувства и отношения, проявляемые в детстве к родителям или другим близким и значимым для человека людям, называется переносом. На самом деле любое реальное человеческое отношение, даже такое, как любовь, начинается с переноса. Последний может быть положительным, когда проецируются такие эмоции, как симпатия, доверие, потребность в общении, или же отрицательным - в случае проявления скрытой или явной враждебности, агрессивности, тенденции к недоверию, настороженности.

И поскольку фигура учителя становится для школьника практически центральной, именно их личностные отношения приобретают особенную значимость. Здесь мы подходим к моменту, осознание которого представляется весьма важным для понимания того, что ситуация так называемой информационной перегруженности - это миф. На самом же деле никакие информационные нагрузки не приводят к истощению нервной деятельности или снижению успеваемости. Счастливая душа не истощается. Нормальный организм адаптируется к восприятию информационного потока любого объема в силу того, что возможности мозга действительно это позволяют. Акцент смещается в иное - в систему взаимодействий и взаимоотношений. В этом смысле проблему, возникающую у ученика, можно трактовать как невротическую, то есть такую, которая связана с нарушением сферы эмоциональных отношений.

К невротическим симптомам, встречающимся у школьников, можно отнести такое, на первый взгляд, безобидное свойство, как, скажем, лень. Человек не хочет учиться, теряет интерес к занятиям, пассивно ведет себя на уроках - такой признак сам по себе настораживает как сигнал переживаемого душевного неблагополучия. За так называемой ленью скрывается невротическое состояние, а это не вина человека, а его проблема, предполагающая понимание и участие со стороны того же педагога или школьного психолога.

Не столь уж редко приходится встречаться с явлениями дневной сонливости, ощущением утомленности, вялости, и не только у школьников, но даже у студентов, чей организм, безусловно, уже наделен большей силой и зрелостью. За такими реакциями нередко может прятаться скрытая тревога, которая не всегда осознается самим человеком, подверженным ее влиянию. И своевременно обращенное внимание на подобный факт может способствовать выявлению внутрипсихических конфликтов и их разрешению, пока это сделать не так сложно.

Другой распространенный симптом - депрессия - способен проявляться не только в снижении настроения, но и в менее уловимых для неискушенного взгляда признаках, обычно приписываемых другим причинам. Так, например, одним из знаков замаскированной депрессии является склонность к запорам (разумеется, если при этом не диагностируется органическое нарушение органов желудочно-кишечного тракта).

Вообще в настоящее время наблюдается тенденция к более пристальному исследованию именно таких неявных, невыраженных форм, представляющих собой несомненную актуальность в силу того, что последние не сразу могут быть распознаны как признаки невроза. А здесь важно помнить, что невроз имеет склонность к развитию и усилению своих негативных проявлений, в то время как на ранних стадиях развития он легко поддается коррекции.

Что касается особенности некоторых поведенческих реакций, таких как возбудимость, в сочетании с рассеянностью внимания, отвлекаемостью, они также могут указывать на психологические проблемы личности.

Сама специфика психической деятельности индивида предполагает наличие ее некоторой зависимости от влияния других людей, и это свойство особенно касается душевной организации ребенка, которая формируется именно в межличностных отношениях. Поэтому главным целительным фактором, способствующим укреплению душевного здоровья и предупреждающим развитие невротических состояний, безусловно, следует считать человеческий фактор. В этом смысле учитель может выступать не только в своей прямой роли педагога и информатора, но и в качестве своеобразного психотерапевта, понимающего, что именно он, хотя бы в силу своей формальной позиции, закладывает в душу ученика то, что прорастет потом в характер и, возможно, даже в судьбу.

Прежде чем рекомендовать оптимальные стратегии поведения в отношении тех, кто нам дорог, я бы хотел обратить внимание на несколько положений, увы, столь часто нами забываемых.

И в числе первых нам следует помнить, что наши дети не являются в этот мир сами по себе и не напрашиваются к нам в гости. По крайней мере, они существуют на этом свете в силу нашего собственного намерения. Они действительно не просили нас о том, чтобы мы их зачали. Стало быть, наши дети - это прежде всего наш собственный выбор, за который мы сами и несем полную ответственность на себе. Они продолжают нас. Значит, все то, что с ними происходит, в первую очередь происходит с нами.

Наши дети - такие, какими мы их создали. Наши дети - такие, какими мы их создаем. Если мой ребенок получил двойку, значит, эту двойку получил я сам. По меньшей мере абсурдно отчитывать дитя за ту вину, которой у него на самом деле нет. В случае плохих отметок следует, прежде всего, разобраться в отношениях, спокойно и вдумчиво обсудить подобное положение дел с учителем. Самое непродуктивное в данной ситуации - это наказание и укоры, которые исподволь, но напрямую ведут к формированию невротического состояния. Да, по сути, нам никто и не давал права унижать и оскорблять человека, даже если он еще несовершеннолетний.

Здесь следует разобраться в себе самом, помня о том, что проблемы моего ребенка - это в первую очередь мои проблемы. И когда я это понимаю, то останавливаюсь перед необходимостью ответа на вопрос: а какую задачу я, собственно, ставлю - воспитать своего ребенка или на своем ребенке выместить собственные амбиции и властолюбивые комплексы? Если последнее, то, конечно, мне легче устраивать спектакли с упреками, экзекуциями, психическими или физическими, показательными судилищами и выспренними (или нудными) нотациями.

Первое предполагает наличие четырех качеств, ожидаемых со стороны как родителя, так и педагога: уважение, ответственность, забота, знание.

Значит, ругать - как за плохие отметки, так и за поведение, не укладывающееся в рамки ожидаемого - занятие, по крайней мере, бессмысленное, в худшем случае - опасное.

Что касается учителя, то его в полной мере можно уподобить врачу. С точки зрения человеческих качеств, последний вовсе не обязан быть ангелом. Каким ему быть в личной жизни - его личное дело, и пушкинские строки "пока не требует поэта к священной жертве Аполлон, в заботы суетного света он малодушно погружен" вполне могут быть отнесены и к учителю, и к врачу. Почему бы и нет? Но - как только переступается порог кабинета, все личное остается на вешалке вместе с пальто. Страждущего не интересует, выспался ты или нет, радости у тебя или неприятности. Он обратился за помощью. И твоя работа - помочь.

Разве придет в голову хорошему врачу обвинять пациента в том, что лечение складывается не так, как надо, потому что пациент нерадивый? Нет. Прежде всего, он задумается - а может быть, дело во мне? Что делаю неправильно я? Если у врача что-то не получается, это вовсе не значит, что он плох. Это значит, что он пока в чем-то не может разобраться, и это вовсе не порок. Для того и существуют консилиумы, где более опытные коллеги совместно обсуждают перипетии неординарного (впрочем, иного и не бывает) случая.

Учитель в этом смысле может быть уподоблен целителю со всеми на то основаниями: ему дана власть над людьми, но не для того, чтобы использовать ее в собственных целях. И потому предполагается, что все свое личное человек, призванный учить, входя в класс, на время забывает. Работа превыше всего. И если кто-то из подопечных вдруг выходит из-под контроля, то на самом деле плох не ученик, а что-то плохо в деятельности учителя.

Выводы из всего сказанного, в общем-то, просты, но если следовать им, то результат приятно поразит своей эффективностью. Представляемые рекомендации проверены опытом, и потому они работают.

Если ваш ребенок получил двойку, осознайте, прежде всего, что эту двойку получили вы сами. И теперь решите - наказывать себя или подумать, почему так случилось.

Если на ребенка поступила жалоба из школы за плохое поведение, разберитесь, что же в вас самих существует такое, что это поведение провоцирует. И если хотите, то прочтите себе нотацию или накажите себя.

Если у ребенка поднялась температура, будете ли вы ругать его за это? Если да, вам вряд ли вам имеет смысл читать дальше.

Так называемая лень - не то, что требует порицания за нерадивость, но такой же симптом неблагополучия организма, как и лихорадка. Внимательное участие в таком случае может предотвратить развитие недуга и в корне исцелить его.

В этом смысле следует помнить, что ребенок всегда подражает тем, кто ему интересен и значим. А подражать - значит, учиться. Так мальчик, подражая отцу, узнает, что такое мужчина; девочка, отождествляясь с матерью, становится женщиной. Если ребенок склонен игнорировать учебу, значит, ему просто-напросто некому подражать. Об этом полезно помнить как родителям, так и педагогам.

Приведенные принципы не так уж трудно исполнить, но как часто игнорирование простого приводит к возникновению сложного. Поэтому разумно делать то, что делается своевременно. А когда будет поздно, тогда уж действительно будет поздно.

Вот такая вот байка, - тонко улыбнувшись, заключил Мастер. - И если в наших исследованиях быть последовательным, то можно прийти к следующему: большинство родителей ненавидят своих детей.

Они ненавидят их, потому что завидуют им, хотя и не осознают того. Именно отсюда побои и унижения - фасад, за которым скрывается желание убить ребенка.

- Но какова же причина зависти, Мастер? Признаться, услышанное меня и тревожит, и смущает своей парадоксальностью. К чему тогда производить на свет потомство, если оно вызывает чувство отторжения?

- Программа, мой дорогой, программа, - задумчиво последовал ответ. - И потом, я же не сказал, что тотально все человечество одержимо смертоносными влечениями, а только всего лишь большинство. Невозможно назвать точную цифру, потому что нет ничего более приблизительного, чем точность, но, положим, что около восьмидесяти шести процентов. Что касается зависти, то здесь все просто. Смутно каждые отец и мать понимают, что их дитя - вовсе не их.

- Прошу прощения, Мастер?

Тропа 10. Наши дети

Мастер сделал медленный вдох и сказал:

Наши дети - на самом деле не наши дети.

Они приходят в мир не от нас, но только через нас, нам не принадлежа.

И заявление "я дал жизнь этому человеку" - проявление крайней самонадеянности.

Кто утверждает подобное, тот нагл.

Отчего по планете бродит легион неприкаянных и несчастных созданий? Оттого, что их сделали такими - такие же.

Пространство словно бы покачнулось, и я ощутил, как во мне что-то изменилось.

- А теперь представь себе, какое чувство может испытать обыватель, когда является свидетелем прихода существа из иного мира. Ужас и тревога наполняют тайники души его, но, лишенные возможности проникнуть в сознание, они создают внутри невыносимое напряжение, которое в большинстве случаев разряжается через разрушительные стремления. На поверхностном уровне страх преобразуется в зависть - одно из свойств ревности к сопернику, который имеет возможность быть счастливым.

- Не слишком ли суровая картина нравов, Мастер?

- Полагаю, что нет. Ибо у всякой двуногой, так называемой разумной особи есть шанс стать человеком. Все зависит от того выбора, который делает каждый из нас. Мы - это наши выборы. Многие проблемы возникают от незнания или непонимания законов, регулирующих отношения Мира и людей. Владение же подобной информацией увеличивает шансы на то, чтобы существенно изменить качество собственной жизни, в сторону усиления ее позиций, разумеется.


обращений к странице:50757

всего : 10
cтраницы : 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Следующая »

Партнеры проекта
Другие сейчас читают это:
Партнеры проекта
Это интересно
Партнеры проекта
 
 
ГРЕХИ и СОЖАЛЕНИЯ ЕСТЬ МЕЧТА? ЦЕЛЬ? Я БЛАГОДАРЮ ДНЕВНИК МУДРОСТИ
  • Не горожусь тем, что я такая лицемерка. Хожу в школу, всем улыбаюсь и говорю какие они хорошие, а на самом деле ненавижу их всех до одного! Что учителей, что о...
  • завидую всем,кто чего-то добился и как-то реализовался.называю людей дураками и везунчиками,хотя понимаю,что они много работают и получают то,чего хотят,а я сиж...
  • Я хочу покончить с жизнью... и я это сделаю
  • Ya ochen xochu viiti zamuj za bogatogo oligarxa I jit s nim dolgo I shastlivo!!! Da budet tak!!! Amen!!!
  • хочу взаимной и искреной любви
  • A rllonig stone is worth two in the bush, thanks to this article.
  • Я благодарю Господа Бога, Пресвятую Богородицу, всех Святых, АНГЕЛОВ-ХРАНИТЕЛЕЙ за сына, за то, что он приехал , всё благополучно. Спасибо, Господи, за всё. Спа...
  • Вселенная я благодарна тебе за то что, у меня уже сегодня сейчас есть деньги полностью расчитаться с Лешей Ковалевым за офис, я смогла забрать всю свою мебель и...
  • Я благодарю Господа Бога за всё,чем он меня облагодетельствовал в ответ на мои молитвы! Спасибо большое и Ангелам нашим-хранителям.
  • Лидерству нельзя научить, ему можно только следовать! ...
  • Существует Она, которую я называю Прекрасная Женщина.
    Ее главный талант- способность любить.Она страдает, умирает от любви, чтобы воскреснуть и начать все в......

  • You"ve gotten one of the better webpages.|...
  • КНИГИ НА ФОРУМЕ АНЕКДОТЫ ТРЕНИНГИ
  • Как дважды два Основы пикапа...
  • Слова...
  • Посланник...
  • Неудачник...
  • Практика магов...
  • 09.09.2021 23:32:36 Кто кончил в меня вчера?...
  • 09.09.2021 22:57:46 как бросить пить пиво после работы?...
  • 03.09.2021 15:11:17 Как похудеть на 5-12 кг за месяц...
  • FraGGod: Прикинь, мне мыло от премьер-министра UK пришло
    Ti: Что, предлагает увеличить?
    читать все анекдоты
    Партнеры проекта
    Подписка
     Дневник мудрых мыслей  Общество успешных  Страница исполнения желаний  Анекдоты без цензуры  Генератор Позитива
    PSYLIVE - Психология жизни 2001 — 2017 © Все права защищены.
    Воспроизведение, распространение в интернете и иное использование информации опубликованной в сети PSYLIVE допускается только с указанием гиперссылки (hyperlink) на PSYLIVE.RU.
    Использование материалов в не сетевых СМИ (бумажные издания, радио, тв), только по письменному разрешению редакции.
    Связь с редакцией | Реклама на проекте | Программирование сайта | RSS экспорт
    ONLINE: Техническая поддержка и реклама: ICQ 363302 Техническая поддержка 363302 , SKYPE: exteramedia, email: psyliveru@yandex.ru, VK: psylive_ru .
    Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика