Сразу вопрос: зачем ты всем рассказываешь (или не всем?), что это выдумка?
Знаешь, я скажу так: у книги есть форма и содержание. Форма: это КГБ, колдун, допросы, дневники и так далее. Содержание – это, собственно, есть то, что говорит Стоменов, это мысли и идеи книги. Под содержанием я подписываюсь, но вот под формой? Мне это зачем? Форма придает идеям достоверность, правдоподобие или сущую правду. Напиши голый текст, – надо делать то, вот то и еще и это, – и все это будет мало похоже на правду, и таких книжонок сейчас на прилавках пруд пруди: поковыряй в носу против часовой стрелки, три раза топни правой ногой и проглоти отвар из лапок земляной лягушки... Все это чепуха.
Я верю в то, во что я верю, и не верю в то, во что не верю. Я не хочу идти так далеко, как Мегрэ со своей Анастасией. Он, конечно, и сам не верит, я думаю, но понял, что делать вид, что все это правда, – это коммерческое предприятие, а если сказать, что это плод авторского вымысла, – то беспонтово. Он пошел по первому пути, и, конечно, не прогадал. Мне этот путь не интересен. Я не хочу через какое-то время оказаться перед своими читателями, – на сцене или еще где-нибудь, – и делать вид, что все это правда. В эту роль можно войти, но я не хочу. Это НЕ МОЙ путь. Это не моя дорога.
В книге, по крайней мере, ты делаешь всё, чтобы создать ощущение полной реальности написанного.
Я ставил себе такую задачу в процессе работы над книгой. Книга должна была быть реальней, чем сама реальность...
Мне кажется, что ты разрушаешь мощь книги, сводишь свою работу к нулю.
Знаешь, однажды, довольно таки давно уже, я был в военкомате, вызвали по повестке. На календаре как раз было время, когда умер Брежнев и к власти пришел Андропов. Меня попросили чуть подождать, и я стоял в коридоре и читал плакаты. Естественно, они все были усеяны цитатами Андропова. И вдруг я заметил, что фамилии Андропова под этими цитатами – они НАКЛЕЕННЫЕ. Я аккуратно подцепил наклейку ногтём и обнаружил там фамилию Брежнева.
Кого волнуют мысли, высказанные и озвученные? Только бирки на обложках. Я не писал эту книгу с мыслью, что я напишу ее и стану великим. Я не писал ее с желанием богатства и славы. Я писал ее, ибо мне ХОТЕЛОСЬ ее написать необъяснимым для меня желанием. Я сделал это. И результат меня не интересует. Я выложил ее в сети и забыл о её существовании.
Попробуй написать на первой странице книги, в предисловии, что всё это полная фантазия, и ты увидишь, ты ощутишь, как всё разом рухнет к чертовой матери...
А зачем это? Человек сначала читает книгу, а затем интересуется историей ее создания, автором и так далее. Наоборот не бывает. Я это хорошо понимаю. Написать так – это убить весь труд, какой в нее вложен.
Ещё один вопрос по существу: для тебя это изначально было фантазия чистой воды, или всё-таки для тебя это выражение какого-то своего понимания/отношения к окружающему нас миру?
Я считаю, что эта книга в большей степени является выразителем моих собственных убеждений (ничьих других там просто нет и быть не может, если не приплетать к этому мировой космический разум и прочую чепуху). Что такое дневник? Это некоторое зеркало, это отражение человека. Пусть кривое, пусть неточное, но, тем не менее, это именно так. Литературное изложение в этом смысле – это более совершенное творение: это душа и мысли, вывернутые наизнанку. Когда ты читаешь «Преступление и наказание», то трудно себе представить, что это можно просто выдумать. Это надо или пережить, или страстно хотеть этого...
Иначе говоря, для тебя это просто фентэзи? Или, в любом случае, нечто, к чему правильно относиться всерьёз?
Я уверен, что содержание книги заслуживает самого серьезного к нему отношения. Но при этом нельзя сказать: эй, друг, относись к этому так или этак. Сказать можно, но это не имеет смысла. Одни книги находят одних читателей, другие – других.
Уклоняешься от анализа, считаешь своё творение выше своего (его творца) понимания?
Нет, не уклоняюсь, но опять же говорю истинную правду: я не знаю и не понимаю до конца, ПОЧЕМУ я это написал и почему я
написал ИМЕННО ЭТО, и почему именно это написал Я. У меня нет ответа на эти вопросы.
Ты то хоть сам всю мощь чувствуешь? Я чувствую, и даже более скажу, уверен, что по сути своей, в концепции самой, так сказать, книга полностью верна (это я про силу Противоположности).
Я скажу так: ничего лучше, чем это, за свою жизнь я еще не сделал. И когда я перечитываю её, у меня мурашки идут по телу, охватывает возбуждение, электризуется тело... Кто-то на сайте написал однажды насчет моих статей (на психологические темы): Вит любит смотреть на проблемы со спины. Чем не Противоположность? Эта книга изменила мое отношение к миру в целом и к психологии в частности. Может, это странно звучит: меня изменила моя собственная книга. Но это так... Мне кажется, в ней я кристаллизовал все свои разрозненные мысли и убеждения в нечто исполинское и могучее, и теперь это со мной, всегда
и везде.
Кстати, интересно вот, что народ тебе пишет – небось, есть просто бурные (или буйные – как лучше?) почитатели?
Писем много. Я не хотел бы (пока, во всяком случае) их цитировать, я уважаю право человека на приватность (например, все письма, которые я публикую на сайте, – с разрешения их авторов). Но в основном это письма тех людей, которые ВЕРЯТ.
Были и такие, кто упрекал меня за раскрытие магических секретов. Меня упрекали в том, что ее написал вообще не я, даже угрожали, что приедут и не отпустят меня до тех пор, пока не получат ответы на все интересующие их вопросы. Не помогло даже то, что я написал: книга – это вымысел. Написали что-то вроде: книга настолько хороша, что не может быть вымыслом. Не надо нам лгать. И так далее...
Приглашали на семинар в Израиль, там даже (по словам человека, кто мне писал есть какое-то общество последователей Стоменова). Часто просят прислать отсканированные версии дневников. Пишут, что они знают, где находится эта деревня и предлагают отправиться на поиски. Много чего.
Коллегам по работе, друзьям, родителям показывал? Как восприняли твою работу?
Да, близкое мне окружение читало и знает о ней. Все очень в большом восхищении, говорю это без всяких прикрас. Почему-то очень сильно книга впечатлила мою мать, она ее перечитывает чуть ли не ежемесячно. Видишь ли, тут есть одно обстоятельство: все хорошо знают, что я пишу много (с самого детства постоянно что-то писал)... Поэтому, наверное, никто и не удивился.
А вот интересно, в двух словах, как сюжет там строится? Как мага туда ввести то? Снова случайная встреча в лифте?
Извини, пока я не могу об этом говорить.
А кстати, как тогда появился кусочек о встрече с одним из Смертных Магов в лифте?
А это меня попросили из одной знакомой редакции написать материал на необычную тему (знаешь все эти рубрики – «Необъяснимое», «Тайны и загадки» и так далее). Я написал. А дальше понимай как хочешь: отдаю я материал заказчику, а он говорит – все здорово, только рубрика эта закрыта, ее больше не существует:-)
Кстати, небось, про Сударушкина (врача) – это правда?
Да, это абсолютная правда. И многие другие факты: гробница Тамерлана, или тот факт, что все те, кто голосовали за похороны Ленина, – погибли, а те, кто хотел его положить в Мавзолей – остались живы.
Я понял так – в Бога ты не веришь, но в жизнь после смерти ты веришь? Почему ты в Бога не веришь?
Я не верю ни в то, ни в другое. Человек смертен. Бога нет, он создан человеком по своему образу и подобию.
Ну, я от тебя просто тащусь: знаешь, я даже возраст примерный посчитал этого Нового Николы (по тем косвенным фактам, которых там хватает) – получился наиболее вероятный диапазон: 30-35 лет ;-) Вит, неужели ты так всё просчитал, и даже мелочи такие учёл??
Да, я все это вычислил, ты совершенно прав. Но тебе можно знать и еще кое-какие вещи. Например, моего деда (по матери) звали Степаном. И он сидел всю войну в немецких концлагерях. А линия отца намертво закрыта на нем самом: есть отец и полное отсутствие его отца, как будто бы его и не существовало никогда.
И как вообще идея появилась дату рождения Нового Николы на себя замкнуть, что это было? :-)
Если посмотреть на это с позиции, что все написанное – правда, то никакого смысла, но вот если ты вернешься к мысли о том, что все это – авторский вымысел, то не кажется ли тебе логичным, что автор все замкнул на самом себе?
Кстати, имя «Вит» – это по паспорту, или в миру всё-таки – «Виталий»?
По паспорту я Виталий, по отчеству еще и Витальевич, и родился я 15 декабря.
И, наконец, стратегический вопрос. Если бы всё это было абсолютной правдой, и ты реально встретил такого мага, и он предложил бы тебе: «Следуй за мной», – ты бы пошёл за ним?
Нет, ибо это не правда, и еще потому, что я следую сам за собой. Ты видишь, что происходило на сайте (не заглядываешь?). Тебе это ничего не напоминает? А люди находят какие-то параллели с книгой, и даже цитируют ее. Я задумываюсь и отдаю себе отчет: да, в этом что-то есть. Но я иду сам.
Точные выходные данные твоей книги + ISBN
Она никогда не выходила в печатном виде.
Вит Ценёв, psyberia.ru
обращений к странице:13675